Авторское право возникает с момента

​Возникновение авторского права. Презумпция авторства. Способы охраны авторских прав

Авторское право возникает с момента

(По техническим причинам некоторые статьи данной рубрики будут повторены, так как предыдущая версия удалена).

Итак, у вас в голове родился сюжет рассказа, сложились рифмы для стихотворения, вы материализовали свою идею, записав её на бумаге, или в блокнот в телефоне, сохранили файл на компьютере, надиктовали строки на диктофон. То есть закрепили на любом материальном носителе.
С этого момента ваше произведение считается созданным, и у вас возникает авторское право на него.

Интересный и важный момент: идеи, не выраженные на материальном носителе, под действие законов об охране авторского права не попадают.

То, что существует в мыслях творческого человека, не признается объектом авторских прав.

Таким образом, если идея вашего романа случайно подслушана или озвучена вами в разговоре и реализуется кем-то раньше, чем вы облекли её в материальную форму, то наказывать « вора» не за что.

Исключение составляет публичное исполнение произведения – например, если автор прочтет свой литературный экспромт перед аудиторией.

Авторское право на литературное произведение возникает в силу факта его создания, написания.

При этом под «созданием» понимается не обязательно завершение произведения в соответствии с вашим творческим замыслом. Даже если произведение не закончено, т е. представляет собой черновой вариант и будет доработано, оно все равно охраняется нормами авторского права.

Необходима ли регистрация авторского права и как это сделать?

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется какой-то регистрации произведения, его иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

Принцип автоматической охраны авторских прав закреплен в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений еще в 1886 году и до сих пор остается неизменным.

Закон исходит из презумпции авторства – при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора в публикации, на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

На практике автор может заранее обеспечить доказательства своих прав на объект интеллектуальной собственности (мы говорим здесь о литературных произведениях), чтобы застраховать себя от потери или непризнания прав автора.

Основной метод предварительной защиты авторских прав — защита приоритета : автор может обеспечить себя доказательствами существования произведения на определённую дату .

Методы такой защиты: публикация произведения в открытых источниках (СМИ), депонирование в авторском обществе или юридической компании, нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения, использование специальных Интернет-сервисов.

Наиболее простой вариант – направление самому себе или своему знакомому по почте пакета с экземпляром своего произведения и хранение этого пакета для представления в суд при возникновении спора об авторстве как доказательство того, что в определенную дату произведение было уже создано. Естественно, такой способ не защищен полностью от возможных фальсификаций.

При депонировании (регистрации) в одном из российских авторских обществ появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Однако стоимость такой услуги часто слишком велика по сравнению с теми доходами, которые получают российские авторы от использования их произведений, поэтому подавляющее большинство авторов от такой регистрации воздерживаются.

Относительно недорогим является использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату.

К сожалению, нотариальная практика в данной области не отличается единообразием, и обратившимся лицам предлагают разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т. д.

Но, безусловно, все перечисленные способы не обеспечивают 100% доказательства авторства. Они лишь позволяют подтвердить существование экземпляра произведения на установленную дату и сведения об авторе, указанном на этом экземпляре.

Как доказать своё авторство, если оно оспаривается?
Для подтверждения авторства, т. е. факта создания произведения именно данным лицом или группой лиц, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать любые допускаемые российским законодательством доказательства:

  • объяснения сторон и третьих лиц;
  • показания свидетелей;
  • письменные и вещественные доказательства;
  • аудиозаписи и видеозаписи;
  • заключения экспертов.
  • Чаще всего процесс доказывания авторства опирается на уже упомянутую нами презумпцию авторства и сводится к необходимости предоставления наиболее раннего по времени экземпляра произведения, на котором указан автор.

    По делам о плагиате (присвоении авторства) нередко используются также заключения экспертов, в качестве которых могут выступать любые назначенные судом экспертные учреждения или специалисты.

    О знаке копирайта.

    Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения (а также может быть указан в публикациях в Интернете) и состоит из трех элементов:

    латинской буквы “С” в окружности: C;

    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

    года первого опубликования произведения.

    Буква “С” является начальной буквой английского слова “copyright” (“авторское право”). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано обеспечить выявление случаев незаконного использования авторских прав на данные произведения.

    Однако знак охраны авторских прав на самом деле имеет только информационное значение и указывает лишь на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных авторских прав на произведение. Основания, согласно которым оно делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами – наличием авторских договоров, свидетельства о праве на наследство и т. д.

    Сам по себе знак копирайта не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение. Абсолютно никакого правового значения не имеют и надписи вроде «Все права защищены» («All rights reserved»), пришедшие к нам из американской практики.

    Плагиат и как с ним бороться? Как самому проверить, не нарушаются ли ваши авторские права?

    Плагиат — это умышленно совершаемое неким лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе. Проще говоря, нарушитель ваших авторских указывает себя автором вашего литературного произведения.

    Плагиат выражается не только в публикации под своим именем чужого произведения, но и в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника.

    Обязательный признак плагиата — присвоение авторства. А вот неправомерное использование

    (опубликование, копирование, продажа произведения) само по себе не плагиат, а другой вид нарушения авторского права, часто называемый «пиратством».

    Не являются плагиатом подражание, пародия, заимствование идей и цитирование.

    С появлением Интернета плагиат превратился в серьезную проблему, так как, попадая в Сеть, произведение становится доступно огромному количеству пользователей, а идентифицировать автора всё сложнее.

    Сейчас существует большое количество сервисов и программ, позволяющих каким-либо образом выявить плагиат.

    Например, Антиплагиа́т (www.antiplagiat.ru ) — российский интернет-проект, программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников. Проект доступен для рядовых пользователей.

    При подготовке данной статьи использовались нормы действующего законодательства РФ об авторских правах и Википедия.

    Елена Асатурова, магистр права

    Источник: http://pisateli-za-dobro.com/articles/547-vozniknovenie-avtorskogo-prava-prezumpcija-avtorstva-sposoby-ohrany-avtorskih-prav.html

    Авторское право: История появления и принцип действия — Право на vc.ru

    Авторское право возникает с момента

    В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика).

    Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ.

    Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

    Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство.

    Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль).

    Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

    В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами.

    Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору.

    Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

    Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий.

    Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения.

    А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

    Концепция авторских прав

    Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли).

    Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором.

    Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

    Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее.

    О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора.

    Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

    Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

    Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных.

    Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку.

    Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

    С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения.

    Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему.

    Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

    Доказывание первенства

    Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

    Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

    Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

    Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле).

    В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

    произведения

    Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом.

    То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам.

    Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

    При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии.

    Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось).

    Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

    Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени».

    Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники).

    А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

    Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки.

    Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами.

    В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

    Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее.

    Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений.

    Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

    Смежные права

    Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

    Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.

    Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

    Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

    Защита прав

    Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

    Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

    Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

    Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя.

    Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент.

    Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.

    В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.

    P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.

    Источник: https://vc.ru/legal/8977-about-copyright

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.