Действия публичных сервитутов

Содержание

Что такое публичный сервитут на землю

Действия публичных сервитутов

Понятие «сервитут» зародилось еще во времена Древнего Рима. Отношения, касающиеся земельной и иной собственности, которые применялись в те времена, послужили основой многих наших законов.

За прошедшие столетия многое изменилось, но базовое значение и применение сервитута остались во многом схожими с теми, что применялись в древнеримском праве.

Итак, этот термин обозначает, что земельными участками смогут пользоваться не собственники, а третьи лица и это право передаётся на временной основе.

Общие понятия

Многие граждане, не знают, как применяется публичный сервитут на земельный участок: что это такое. Итак, это понятие подразумевает передачу права использования земли местными органами.

Важно учесть, что этот термин обозначает лишь то, что будут переданы права на использование участка.

Лица, которые будут использовать выделенную землю не смогут её продать или обменять, так как фактически в документах они не будут числиться в качестве собственников.

Передача прав на использование участка может быть необходима в следующих случаях:

  • земельный участок нужен для государственных нужд. Если мы будем рассматривать такое понятие как частный сервитут и сравнивать с публичным, то заметим явные отличия. В первом случае будут удовлетворены нужды небольшой группы людей, во втором же это большие масштабы и чаще всего муниципального уровня.
  • передача прав на участок оформляется в строгом соответствие с законом. В зависимости от масштаба: муниципальный или федеральный и применяются соответствующие законодательные положения. В оформляемых документах должна быть четко обозначена вся информация: границы участка, срок на который будет применяться право использования, срок окончания. Важным пунктом, который должен быть указан является и цель использования надела.
  • решение о том, можно ли определенный участок передать во временное использование другим лицам, принимается исключительно только после рассмотрения всех нюансов и законодательных актов публичными органами.

Слушания также должны осуществляться в строгом соответствие с законом и должны соблюдаться все предписанные этапы. Далее собирается комиссия и определяется итоговое решение.

Виды публичного сервитута

Передача прав на земельный участок в государственных целях может быть двух видов:

  • Бессрочные ограничения. При передаче прав не указывается точный срок, когда права будут прекращены и надел необходимо будет вернуть. Прекращение прав возможно в тех случаях, когда в них отпадет необходимость или по решению суда;
  • Пользование землей определенный период времени. При обременении указываются точные даты и по истечению срока, земля вновь переходит к собственнику, при том этот процесс проходит в автоматическом режиме без необходимости дополнительного обращения в муниципальные органы или суд.

Такой метод обеспечения интересов государства может сочетать в себе ряд характеристик:

  • может быть временным или бессрочным;
  • регулируется ГК РФ;
  • служит в качестве одного из ограничения на использование земли.

Процесс установления государственного ограничения действует на Федеральном уровне и регламентирован ФЗ. Для того, чтобы рассмотреть процедуру наложения государственного ограничения, снятия и другие нюансы, стоит руководствоваться Земельным и Гражданским Кодексом.

Законодательство должно учитывать интересы собственника, а значит он не должен нести какие -либо убытки при наложении ограничений, а также предпринимаемые действия не должно мешать ему распоряжаться наделом. В случае, если убытки все же были зафиксированы, то в этом случае государство должно в полной мере возместить их.

Основные цели

Существует ряд случаев, когда целесообразно применение ограничений на землю:

  • в случае, когда требуется проведение водопроводов, линий электропередач и других инженерных коммуникации;
  • возведение проходов, проездов и обустройство дорог;
  • для сельскохозяйственных нужд, обустройства пастбищ, лесных угодий и других природных ресурсов;
  • для осуществления работ в области различных исследований в сфере природопользования;
  • для инных задач, решаемых в пользу государства на различных уровнях.

Этап 1: Подготовка и подача заявления

Для того, чтобы ограничить собственника земли вправе им распоряжаться в полной мере и в любой период времени, потребуется соблюдать определенный порядок действий, строго прописанных в законе.

В первую очередь, необходимо обратиться в муниципальные органы власти, так как именно они наделены правом инициировать процедуру наложения ограничений.

Несомненно, обратиться с таким заявлением могут как государственные организации, так и частные лица, при этом порядок рассмотрения заявления и принятия решение будет всегда идентичным.

Заявление обычно подаётся в государственные органы власти, которые далее формируют комиссию для принятия верного решения по каждому определенному объекту.

Если в установлении сервитута заинтересованы местные органы власти, то и заявление подаётся в соответствующие компетентные органы. Если установление публичного сервитута касается целей федерального значения, то заявление будет рассматриваться другой комиссией, уполномоченной решать вопросы федерального масштаба.

При подаче заявления потребуется указать нижеследующую информацию:

  • данные о владельце участка, координатах земельного надела;
  • причины или задачи для которых государство накладывает ограничения;
  • информация о лице инициаторе сервитута;
  • срок действия документа.

Этап 2: Предоставление документов и процесс их рассмотрения

В законе четко описано, кто и как должен принимать заявление о инициировании процедур, и как это должно проходить.

Важно, что должны соблюдаться все пункты закона, также они должны быть документально зафиксированы. Устная форма договоренностей не имеет юридической силы.

Кроме того, данными НПА определяются сроки рассмотрения поданных заявлений и пакета документов, а также последовательность административных процедур.

Этап 3: вовлечение общественности в процесс принятия решения

Публичные слушания предназначены для того, чтобы вовлечь общественность в решение вопросов, в которых заинтересовано население и органы государственной власти.

Такие мероприятия имеют установленный законом срок (по ряду вопросов 1-4 месяца), в который население и другие заинтересованные лица могут подать свои предложения, выразить мнение или несогласие с теми вопросами, которые предстоит выслушать.

По итогам должно быть принято решение, которое должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе. В таких обсуждениях могут принимать участие различные группы граждан и представители государственной администрации:

  • население того региона, где размещена земля, на которую планируется наложить ограничение;
  • ответственные лица, которые имеют право представлять интересы как организации, так и частного лица;
  • собственник земельного участка;
  • должностные лица, участвующие в процессе наложения ограничения.

Чаще всего такие мероприятия, где выявляется мнение сторон и обсуждаются текущие вопросы наложения публичного сервитута, носят рекомендательный характер. Однако важной целью этого процесса является соблюдение прав и интересов обоих сторон. Это значит, что в случае выявления разногласий, которые будут документально зафиксированы, одна из сторон может решить вопрос в судебном порядке.

Этап 4: Принятие решения

По результатам итогов публичных слушаний в установленные законом сроки производится подготовка и издание нормативного правового акта. После его вступления в силу начинает свое действие публичный сервитут на публичных землях или другие обременения.

В документе должны быть указаны максимально полные данные о земельном участке, его владельцах.

Этап 5: Основные принципы регистрации

Все данные, касающиеся наложения ограничения на землю должны быть зарегистрированы в определённом порядке, то есть информация вносится ЕГРП.

Для полного отражения всех данных потребуется представать определенный пакет документов:

  • заявления от органов государственной власти, которые самостоятельно инициировали процесс наложения обременения;
  • информация о платежном документе;
  • документы, подтверждающие право определённого лица выступать от имени организации или частного лица;
  • копию документа, демонстрирующее законно право устанавливать сервитут;
  • точная информация об участке, на который наложено ограничение, а именно границы участка, начало действия сервитута и его окончание.

Важно: Необходимо помнить о том, что земля это в первую очередь собственность и на неё имеет право определенное лицо. Закон всегда будет выступать на его стороне, независимо от целей и задач государства.

Нередко случаются такие ситуации, когда частное лицо не согласно с решением на ограничение и не желает уступать свои права. В таком случае урегулирование ситуации осуществляется посредством суда. При обращении в суд, можно рассчитывает на положительный результат именно для собственника земельного надела.

Однако перед принятие окончательного решения будут рассматриваться многочисленные многие аспекты, в том числе и важность земельного участка, сроки наложения ограничений, и цели для которых необходимо накладывать ограничения.

При любых разногласиях потребуется обращение в арбитражный суд, который вынесет решение, полностью защищающее интересы собственника.

Так, например, собственник может потребовать возместить ему ущерб в материальном выражении или просто предоставит ему право пользоваться другим участком, который в точности будет соответствовать тому, на который били установлены ограничения. Однако, идя на такую сделку, стоит помнить и том, что если на участке собственника были установлены какие-либо строения, обустроен сад, то все перейдет в пользование муниципальным органам.

Процедура: платная или нет?

Земельный кодекс также наделяет собственника земли правом на установление соразмерной платы за пользование обременением в случаях, если наложение ограничения стало причиной в использовании земельного надела по его прямому назначению.

Судебной практикой определена альтернатива для расчета такой платы: она определяется, исходя из соотношения площади участка, на который наложено обременение, и площади участка, находящегося в собственности. Кроме того, в стоимость сервитута может входить стоимость услуг по охране земельного участка или поддержания его в надлежащем виде, а также другие расходы, которые несет собственник земли.

Прекращение действия ограничения

Накладываемое ограничение носит обычно временный характер, а значит в документах должен быть чётко указан срок начала и окончания сервитута. Он может быть прекращен тогда, когда не требуется продление ограничения в государственных целях, а изначальные задачи полностью урегулированы и решены.

Ограничение на использование земельной собственности аннулируется еще в одном случае, а именно, при смерти собственника земельного участка. Государство может не выступить с инициативой и далее продлевать публичный сервитут, так как земельный надел больше не представляет для государства объект особой важности.

В подавляющем большинстве случаев прекратить обременение можно, обратившись с заявлением в органы местного самоуправления или государственной власти.

Источник: https://SunSochi.com/blog/chto_takoe_publichnyy_servitut/

Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет

Действия публичных сервитутов

Наряду с частным обременением существует еще одна его разновидность – публичный сервитут. Его отличительной чертой является то, что он утверждается только решением органа госвласти, при этом земельный надел не изымается в пользу государства. Об особенностях публичного обременения и способах его установления речь пойдет ниже.

Что такое публичный сервитут

Публичный или государственный сервитут это:

  • Субъективное право (собственник земли вправе требовать оформления обременения от землевладельца смежного надела для ограниченного пользования).
  • Способ обременения.
  • Оформляется на постоянной основе или носит бессрочный характер.

Признаки публичного обременения:

  • Его утверждение происходит для обеспечения общественного или государственного интереса.
  • Оформление происходит на основании правового акта.
  • Основанием вынесения акта являются итоги общественных заседаний.

Оформление публичного обременения необходимо для осуществления следующих целей:

  1. Перемещение (передвижение) через участок.
  2. Территория чужого участка необходима для проведения ремонтных работ, связанных с коммунальными, инженерными линиями и электросетями, а также объектов дорожного благоустройства.
  3. Выполнение дренажных мероприятий.
  4. Для осуществления водозабора из объектов водного фонда.
  5. Для обеспечения прогона и выпаса с/х животных.
  6. Для осуществления работ по сенокошению в определенный сезонный период.
  7. Для организации охоты и рыболовства.
  8. Для проведения временных геодезических работ, а также проведения исследований.
  9. Обеспечение свободного прохода к прибрежной линии водного объекта.

Данный список не является исчерпывающим.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативно-правовым актом:

  • законодательным актом;
  • другим НПА РФ;
  • НПА субъекта РФ;
  • НПА органа местного самоуправления.

Утвержденное обременение не должно никаким образом затруднять эксплуатацию участка его владельцем.

В случае возникновения таких «преград» землевладелец вправе потребовать изъятия (выкупа) своего участка государством с предоставлением аналогичного либо с полной компенсацией убытков.

Для этого лицо, чьи интересы нарушены, обращается в уполномоченный орган с предоставлением полного расчета убытков. Данную калькуляцию выполняет специализированная организация на момент выплаты компенсации.

В результате рассмотрения подобных заявлений собственника уполномоченный орган принимает следующие меры в течение месячного срока:

  • изымает участок у собственника путем выкупа с компенсацией убытков;
  • предоставляет равнозначный участок с компенсацией убытков;
  • производит соразмерные выплаты;
  • отказывает в требовании.

Далее мы расскажем про границы зон действия публичных сервитутов: что это такое и для чего требуется.

Границы зон действия

В процессе подготовки проектной документации возникают вопросы по оформлению пределов зон действия государственных обременений.

На законодательном уровне определен порядок проведения кадастровых мероприятий по созданию земельных наделов, а также постановке их на кадастровый учет.

Следовательно, участок считается сформированным, когда все данные о нем занесены в кадастровый реестр.

Перед подготовкой проектной документации по межеванию земли исполнитель имеет дело с двумя типами участков:

  1. Полностью сформированные участки (состоящие на кадастровом учете).
  2. Участки, находящиеся на стадии формирования, которым впоследствии предстоит пройти процедуру по проведению кадастровых мероприятий (к таким участкам относятся земли, на которых планируется разместить объекты капитального строительства государственного значения).

В отношении первого типа участков пределы зон действия публичных обременений в проекте межевания должны определяться на основании НПА органа местного самоуправления, которые уже приняты на момент составления проекта. В данной ситуации в проекте закреплено существующее положение земельных правоотношений на местности («status quo»).

Кадастровый учет

Оформление публичного сервитута на участок возможно только после того, как он пройдет официальную процедуру кадастрового учета. Обременение может быть утверждено на всю территорию участка или на конкретную его часть.

Постановка на учет означает внесение данных об утверждении публичного обременения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Данный учет уполномочено осуществлять специализированное агентство (Роснедвижимость), а также его территориальные управления и подразделения.

Для учета необходимо представить заявление и перечень документации, среди которой обязательным является наличие межевого плана публичного обременения с указанием границ его действия.

Виды обременений

Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:

  • Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
  • Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
  • Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).

Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.

Процедура оформления

Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.

Обращение с заявлением

Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • данные об участке, на котором планируется установить обременение.
  • цели его утверждения;
  • период действия обременения;
  • данные о землевладельцах;
  • данные о заинтересованных лицах.

Рассмотрение заявления

Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.

Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.

Организация и проведение публичных заседаний

Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.

В данной процедуре принимают участие:

  • заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
  • лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
  • землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
  • лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.

Принятие решения и издания НПА

Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

  • земельном участке;
  • его месте нахождения;
  • кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
  • землевладельце, чей участок обременяется;
  • наименовании обременения и его содержание;
  • периоде действия обременения и иные условия.

Процедура регистрации

Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.

Особенности

Публичное обременение регистрируется при наличии сведений в Реестре о ранее возникших правах на землю. Для регистрации необходим следующий перечень документов:

  • заявление от органа госвласти или органа местного самоуправления, издавшего постановление об установлении публичного сервитута;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • подтверждение полномочий представителя;
  • НПА, которым установлено публичное обременение;
  • кадастровый план с отображением границ действия обременения при его установлении только на часть участка.

Регистрирующий орган вправе запросить и иные документы.

Далее мы расскажем про протокол общественных слушаний по установлению публичного сервитута.

Протокол общественных слушаний

Итогом общественных заседаний являются следующие документы:

  • список участников;
  • протокол общественного слушания;
  • перечень поступивших вопросов и примечаний.

Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:

  • место проведения заседания;
  • обсуждаемый вопрос;
  • участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
  • результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проавших «за», «против» и «воздержались»;
  • итоговое решение.

Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.

Постановление об установлении обременения

На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:

  • решение об установлении обременения;
  • сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
  • цели оформления сервитута;
  • распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
  • распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
  • указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.

Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/publichnyj.html

Что такое публичный сервитут. Порядок его установления

Действия публичных сервитутов

Публичный сервитут – это вид обременения земли, устанавливаемый в законном порядке в случаях, когда этого требуют интересы государства или местной власти. Изъятие земли при этом не рассматривается.

отличительная черта публичного сервитута состоит в том, что он не предполагает конкретный управомоченный субъект и не ограничивает право собственности в интересах неопределенного круга лиц.

Законодательное регулирование вопроса

Публичный сервитут – это очень популярная форма установления права использования чужой земли, которую часто применяет государство, чтобы владельцы соседних земельных участков чувствовали себя лучше.

Любая ситуация, предполагающая установление сервитута, регулируется Земельным и Гражданским кодексами. В этих нормативных актах оговорена и процедура обременения и цели подобных действий. Посредством Гражданского кодекса (ст.

274-277) устанавливается сервитут, вне зависимости от его характера. О том, как правильно осуществить данную процедуру гласит Земельный Кодекс.

Кстати, завершиться все должно изданием специального нормативного акта федерального или регионального уровня.

Информацию о том, как зарегистрировать установленный сервитут, можно почерпнуть из Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Здесь подробно описан порядок прохождения комплекса регистрационных мероприятий и получения соответствующего свидетельства.

Какие ограничения могут быть наложены

Практика показывает, что сам факт использования земельного участка посторонними людьми на основании наложенного сервитута – это, отнюдь, не самое страшное, что может произойти.

Главную проблему таит в себе ограничение использования надела в соответствии с собственными желаниями. Например, если рядом проходит газопровод или линия электропередач, то рядом вряд ли получится:

  • построить дом;
  • реконструировать готовое здание;
  • затеять капитальный ремонт;
  • снести ненужное строение;
  • вырубить деревья или кустарники.

Кстати, если сотрудники Горгаза или электросетей, сочтут постройку «неугодной», то снести ее придется за личные средства. Тогда зачем вообще нужна такая собственность?

Статьи 209 и 304 ГК РФ гласят о том, что каждый собственник имеет право владеть и распоряжаться своим имуществом. Следовательно, можно подать соответствующее заявление в суд. При составлении следует прислушиваться к разуму.

Каждый прохожий вряд ли будет платить за проход через чужую землю, а вот, если участок необходимо пересечь, чтобы попасть на территорию крупного предприятия, то можно попробовать договориться о небольшой компенсации.

Те же действия может предпринять владелец линейного объекта.

Нельзя назвать исключением и следующую ситуацию: компания при прокладке подземных коммуникаций, в силу собственной безответственности, забыла об установке предупреждающих знаков.

А гражданин, купивший земельный участок, начал строительство дома и обнаружил теплотрассу.

Наличие нескольких зацепок и хорошая подготовка к судебному заседанию, зачастую, позволяют рассчитывать на положительный результат.

Порядок установления

Публичный сервитут на земельный участок может быть установлен в порядке, определенном Федеральным законом № 171-ФЗ, принятом в июле 2014 г.

Статья 23 вышеуказанного нормативного акта содержит информацию о последовательности определения минимального размера ущерба в отношении собственников земли. При этом владелец имеет право пользоваться участком.

Продолжительность действия публичного сервитута напрямую зависит от работ, планируемых к проведению. Кстати, документ может выдаваться и на неопределенное время (бессрочно).

Если установление сервитута привело к серьезному вторжению в законные права собственника, то владелец может подать жалобу в местную администрацию и потребовать соответствующую денежную компенсацию.

Пострадавший гражданин может даже обратиться с просьбой о предоставлении ему равноценного отрезка земли. Сразу же после завершения работ на участке владелец может подать прошение об отмене ограничений. Кстати, наличие сервитута не запрещает владельцу продавать, менять или дарить землю.

Установление данного документа требует последовательного выполнения определенных действий:

  1. Посещение местной администрации с целью сдачи соответствующего заявления. Направить бумагу может как юридическое, так и физическое лицо. В верхнем правом углу заявления следует указывать главу города или иную административную единицу. После оговариваются личные сведения обращающейся стороны. Тело документа должно включать в себя следующие сведения: цель установления сервитута, обоснование необходимости, срок ограничения, виды проводимых работ и т.д. В конце нужно поставить дату и заверить все личной подписью.
  2. Слушанья, направленные на рассмотрение проблемы, изложенной в заявлении. По результатам будет составлен протокол, в котором отразится принятое решение. Результат слушаний подлежит размещению на сайте государственных услуг.
  3. Регистрация в кадастре.

Администрация далеко не всегда принимает именно то решение, которое устраивает заявителя. В случае не согласия гражданин имеет право направить исковое заявление и оспорить результат в суде в 10-дневный срок. Поэтому урегулировать вопрос нужно еще до подачи заявления в местное самоуправление.

Чтобы достигнутое соглашение обладало юридической силой, в нем следует оговорить:

  • названия сторон;
  • личную информацию – паспортные данные или реквизиты;
  • причины, вынудившие к установлению сервитута;
  • характеристики земельного участка;
  • другую важную информацию.

В конце, конечно же, ставится дата составления документа и подпись.

Публичный сервитут по юридической значимости приравнивается к федеральному или муниципальному нормативному акту, поэтому подлежит утверждению в административном порядке.

Срок действия и порядок снятия

Для публичного сервитута присущи следующие особенности:

  • как временное, так и постоянное действие;
  • его можно назвать видом обременения собственности;
  • по сути, он также является вещным правом.

Хоть данный документ и ограничивает права собственника, закон запрещает какое-либо вторжение в полноценное пользование земельным участком. В случае выявления подобного нарушения, у владельца появляется право на обращение в орган власти, чтобы изъять участок, например, выкупив его.

Публичный сервитут не всегда бывает бессрочным, не смотря на то, что заявление о продлении может подаваться неограниченное число раз.

Обременение может быть снято ввиду следующих веских причин:

  • ушел из жизни владелец земли;
  • пользователь сервитута официально отказался от своего права;
  • территория не востребована для дальнейшего публичного применения;
  • стороны приняли решение об объединении для ведения совместного бизнеса;
  • суд принял соответствующее решение по иску, поданному собственником земельного участка;
  • закончился срок действия публичного сервитута.

Решение о досрочном снятии ограничения может принять суд и только при наличии уважительной причины – ущемлены права законного владельца недвижимости. В вышеописанных ситуациях можно обойтись обращением в орган местного самоуправления.

Если снять сервитут не представляется возможным, а собственник страдает от этого, то можно потребовать от муниципалитета выкупа обремененной земли. В данном случае гражданин не сможет пользоваться ни одним из объектов, расположенном на участке.

О данной форме обременения недвижимого имущества смотрите в следующем видеосюжете:

Источник: http://PropertyHelp.ru/zemlya-dacha/arenda-zemli/publichnyj-servitut.html

О публичном сервитуте, описании его границ и порядке установления

Действия публичных сервитутов

Публичный сервитут – ограничение прав, которое накладывается на один или несколько земельных участков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без их изъятия.

Для чего устанавливается публичный сервитут?

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:

1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;

2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;

8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);

9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;

10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;

11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель.

При этом установление сервитута на отдельном земельном участке или нескольких земельных участках свойственно для целей, обозначенных в перечисленных выше 1-7 пунктах.

В такой ситуации на конкретных земельных участках создаются части под обременение, обозначающие границы действия публичного сервитута.

Для целей, указанных в п.

8-11, связанных с размещением протяженных линейных объектов установить сервитут, обозначив пределы его действия на каждом отдельном участке весьма проблематично и неэффективно, поскольку линейные объекты проходят и по ранее учтенным земельным участкам, не имеющим по сведениям ЕГРН установленных границ, и в принципе по неразграниченным землям, из которых в дальнейшем могут формироваться новые земельные участки.

Таким образом, при установлении публичного сервитута необходимо описывать его границы полностью, для того чтобы пределы его действия в полном объеме в конечном счете были отражены в ЕГРН.

Как границы публичных сервитутов попадают в ЕГРН?

В соответствии с ч. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации (исключение – установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок до 3 лет).

В случае если сервитут частный, устанавливаемый по соглашению двух сторон, то с заявлением о регистрации обременения в соответствии с ФЗ-218 обращается лицо, в пользу которого ограничивается право частной собственности, или лицо, право которого ограничивается. Это случай весьма простой и не требует детального рассмотрения.

Если сервитут публичный, то с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте должен обратиться уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Не так давно в нашу техническую поддержку поступил вопрос от пользователя сервиса «ТехноКад-Муниципалитет», связанный с формированием пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом публичном сервитуте, проходящем по множеству отдельных стоящих на кадастровом учете участков, а также по неразграниченным землям.

Случай касался установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта.

У пользователя уже было сформировано целое множество пакетов документов, подготовленных сторонней организацией, для внесения в ЕГРН сведений о зоне публичного сервитута, но относительно границ каждого участка в отдельности.

Иными словами, в этих документах был описан не полный обобщенный контур, ограничивающий пределы действия устанавливаемого публичного сервитута, как это должно быть при создании зоны публичного сервитута под протяженным объектом, пересекающим на своем пути как некоторые участки, так и неразграниченные земли, а только лишь границы пересечений между зоной публичного сервитута и теми земельными участками, что уже сформированы и стоят на кадастровом учете (см. поясняющие рис. 1 – 3).

На наш взгляд, такое описание не соответствует ни текущим требованиям законодательства, ни требованиям управленца, поскольку при таком установлении границ публичного сервитута в целях размещения линейного объекта орган местного самоуправления в конечном счете не будет знать, где именно кроме этих участков проходит данный сервитут.

Не нужно забывать, что помимо того, что из неразграниченных земель могут образовываться новые объекты недвижимости, которые будут изначально обременены данным сервитутом, на местности будет существовать большое количество участков, сведения о которых есть в ЕГРН, но в отношении которых в реестре нет данных о местоположении границ в координатах.

Таким образом, при фрагментарном внесении в ЕГРН границ публичного сервитута орган местного самоуправления не сможет увидеть целой картины и использовать эту информацию для управления земельными ресурсами. Публичный сервитут в отношении линейных объектов должен представлять собой в ЕГРН некоторую зону.

И если в пределах этой зоны будут образовываться новые объекты недвижимости, то в местах пересечения таких участков с зонами автоматически учетной системой ведения ЕГРН будут создаваться части под обременения.

Итак, давайте рассмотрим подробнее, как в настоящее время муниципалитет должен принимать решение об установлении подобного публичного сервитута.

Кратко напомним общий порядок действий:

1. Орган местного самоуправления получает от заинтересованного лица (организации или субъекта, обеспечивающего размещение и эксплуатацию объектов связи, электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и транспорта) ходатайство об установлении публичного сервитута.

В состав пакета документов, которые получает орган местного самоуправления от заинтересованного лица помимо документов, подтверждающих различные права и полномочия заявителя, входят и подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

2.

Орган местного самоуправления проводит проверку документов и если нет никаких оснований для их возврата, то в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях всех земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также при необходимости обеспечивает выявление правообладателей земельных участков. В этот же срок орган местного самоуправления обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.

3. В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

При этом орган местного самоуправления по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых планируется установление сервитута, и лицом, подавшим ходатайство, может утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем тот, что был предложен вместе с ходатайством.

4.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута уполномоченный орган обязан опубликовать это решение и направить его копию в орган регистрации прав, а также правообладателям участков, попадающих в зону публичного сервитута, и непосредственно обладателю публичного сервитута. Вместе с копией решения в орган регистрации прав предоставляется описание границ публичного сервитута, которое готовится в соответствии с разъяснениями из Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-622 по xml-схеме TerritoryToGKN_v01.

5. Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.

Таким образом, технически описание границ публичного сервитута выполняется аналогично тому, как описываются границы зон с особыми условиями использования территории.

Если вы являетесь кадастровым инженером, занимающимся выполнением работ по подготовке текстового и графического описания границ публичного сервитута, то ознакомиться с порядком подготовки пакета документов для последующей передачи в орган местного самоуправления можно, посмотрев запись нашего вебинара:

Если вы являетесь сотрудником органа власти или местного самоуправления, перед которым стоит задача по установлению публичного сервитута, то с помощью сервиса «ТехноКад-Муниципалитет» вы сможете:

1) проверить xml-документ с описанием границ публичного сервитута, полученный от лица, обратившегося с ходатайством, загрузив его в заявку:

2) самостоятельно подготовить необходимый документ с описанием границ публичного сервитута, а затем создать соответствующее этому документу заявление о внесении сведений в ЕГРН в соответствии с xml-схемой ZoneToGKN:

3) проверить на карте муниципального образования границы публичного сервитута и определить перечень земельных участков, на которые он будет распространяться (смотреть короткое обучающее видео):

4) запросить на подготовленный перечень участков сведения о правообладателях, создав единый запрос на получение из ЕГРН выписок об объектах недвижимости:

Напоминаем, что этот функционал может использоваться и при описании других зон и границ, сведения о которых предоставляются в Росреестр с заявлением от имени органа местного самоуправления.

В случае необходимости расчета платы за установление публичного сервитута, советуем специалистам руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 04.06.

2019 №321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”. Полный текст документа читайте по ссылке.
__________________

Подписывайтесь на каналКадастр + РегистрацияOnline, чтобы быть в курсе новейших технологических решенийв сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов! Ждем Вас!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c581b7586e4a700adce8297/o-publichnom-servitute-opisanii-ego-granic-i-poriadke-ustanovleniia-5d31950d8da1ce00aee5a966

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.