Дипломатическое убежище предоставляется

Условия предоставления и международно-правовые последствия предоставления политического убежища

Дипломатическое убежище предоставляется

Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз­личают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства.

Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы меж­дународного права. В 1967 г.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была. Право дипломатического убежища получило договорное оформле­ние в Гаванской конвенции об убежище 1928 г.

, Конвенции о дипло­матическом убежище 1954 г. и некоторых других. Помимо междуна­родных документов, нормы о праве убежища зафиксированы также в законодательстве различных государств (например, в ст.

63 Консти­туции РФ, Положении о порядке предоставления Российской Феде­рацией политического убежища, утвержденном Указом Президента от 21 июля 1997 г.).

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражда­нином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получив­шее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству го­сударства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголов­ных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертиро­вавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

Под правом убежища понимается юридически закреплен­ная возможность получения лицом разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве.

Обычно использова­ние такой возможности вызвано преследованием лица по поли­тическим, религиозным и иным мотивам в государстве, граж­данином которого это лицо является или на территории кото­рого постоянно проживает.

Законодательство РФ признает право убежища за иностранными гражданами и лицами без граждан­ства.

В международном праве нет специальных правил приме­нительно к предоставлению убежища и пользованию им. Меж­дународный пакт о гражданских и политических правах не со­держит такого рода нормы.

Можно отметить положение Всеоб­щей декларации прав человека, не являющейся, однако, норма­тивным актом. Согласно ст.

14, “каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользо­ваться этим убежищем”.

Но это право не признается и не может быть использовано при совершении лицом неполитического преступления или дея­ния, противоречащего целям и принципам ООН. Подобный под­ход проявлен и в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Поскольку основанием для обращения лица и предостав­ления ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера*, во многих государст­вах принят термин “политическое убежище”.

Российская Фе­дерация, как сказано в ч. 1 ст. 63 Конституции, “предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами ме­ждународного права”.

* В соответствии с упомянутой декларацией ООН государство, представляющее убежище, само формирует его основания.

Понятие территориального убежища ориентировано на ис­пользование лицом территории другого государства с учетом его законодательства.

В рамках локального регулирования (Конвенция об убежи­ще 1928 г.

, принятая на конференции американских государств) допускается, хотя и с определенными условиями, убежище, предоставляемое “политическим правонарушителям” в дипло­матических или консульских представительствах и на военных кораблях, но лишь на ограниченное время с последующим вы­ездом с территории преследующего государства. Такая прак­тика именуется дипломатическим убежищем.

Однако общий принцип дипломатического и консульского права сформулирован в конвенциях о дипломатических сноше­ниях и консульских сношениях следующим образом: помеще­ния представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями (соответственно ч. 3 ст. 41 и ч. 2 ст. 55).

Лица, получившие убежище в каком-либо государстве, имеют на его территории статус иностранных граждан, если, конечно, им не предоставлено гражданство этого государства. В Российской Федерации получение убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданст­во РФ (ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве).

Но независимо от статуса, лица, получившие убежище, поль­зуются правовой защитой предоставившего им убежище госу­дарства. На этой основе в Положении о порядке предоставле­ния Российской Федерацией политического убежища, утвер­жденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.

, ссылка на общепризнанные принципы и нормы сопровождается словами: “с учетом государственных интересов Российской Федерации”.

Российская Федерация предоставляет такое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обыч­ного местожительства за общественно-политическую деятель­ность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам меж­дународного права. Поэтому в случае преследования лица за действия, признаваемые в Российской Федерации преступле­нием или противоречащие целям и принципам ООН, политиче­ское убежище не предоставляется.

Источник: https://infopedia.su/8x1768.html

Право убежища: понятие, виды

Дипломатическое убежище предоставляется

Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища.

Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.

Замечание 1

Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.

Виды убежища

Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.

Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН.

Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование.

Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.

Определение 1

Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.

Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:

  1. страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
  2. страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
  3. страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).

Замечание 2

Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).

Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле.

Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ.

Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.

Замечание 3

Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.

Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам.

В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы).

Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.

Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.

Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.

Замечание 4

Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права.

В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России.

Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.

Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.

Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права.

РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства.

Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.

Замечание 5

Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища.

В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством.

Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.

Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.

Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством.

Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ.

Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.

В РФ политическое убежище не может предоставляться:

  • если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
  • если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
  • когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
  • если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
  • когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
  • если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
  • если человек представил заведомо ложную информацию;
  • если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.

Особенности утраты политического убежища

Человек, которому наша страна предоставляет политическое убежище, может утратить право на убежище в нескольких ситуациях:

  • возврат в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства);
  • выезд в третью страну на жительство;
  • добровольный отказ от политического убежища в рамках территории РФ;
  • приобретение гражданства нашей страны (гражданства других государств).

Комиссия по проблемам гражданства при Президенте РФ в соответствии с представлением ФМС России определяет утрату политического убежища на основе заключения МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии должно быть доведено до сведения человека, который утрачивает политическое убежище. Он может лишиться убежища в Российской Федерации по соображениям государственной безопасности.

Замечание 6

Также это предусмотрено для случаев, когда человек ведет деятельность, противоречащую целям и принципам ООН или совершает преступление и в отношении него есть обвинительный судебный приговор, который вступил в законную силу и подлежит исполнению. Человек лишается политического убежища посредством Указа Президента РФ.

В качестве предметного доказательства заявленной приверженности нашего государства добросовестному выполнению своих международных обязательств (в первую очередь, в сфере прав человека) выступают федеральные законы: № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «, «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По факту их принятия осуществляется рационализация внутригосударственного законодательства в области снятия искусственных препятствий на пути легализации на территории страны иностранных граждан. В режиме признанных всеми мировых стандартов регистрационный учет производится в уведомительном, а не разрешительном порядке. Это может происходить как по месту работы, так и по месту временного проживания.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/pravo-ubezhischa/

Современные проблемы дипломатического убежища

Дипломатическое убежище предоставляется

Младший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО ШарбатуллоСодиков объясняет, почему, по его мнению, дипломатическое убежище должнобыть запрещено.

Функции дипломатических представительств и консульских учрежденийпо дипломатической защите перечислены в Венской конвенциио дипломатических сношениях 1961 г. и в Венской конвенциио консульских сношениях 1963 г., которые закрепляют положенияо возможности этого вида защиты при нарушении прав граждани организаций в рамках международно-правовых отношений.

Вместе с тем, эти конвенции не разъясняют пределы и условияприменения дипломатической защиты, как и то, чем вызываетсяее необходимость. Согласно ряду исследований, к дипломатическойзащите может быть отнесено и право территориального убежища, когда убежищелицу предоставляет не дипломатическое или консульское учреждение,а государство на своей территории.

О предоставлении убежищадоводится до сведения МИДа страны, откуда появился беженец. Естественно,между государствами вопрос о беженце решается путем переговоров.

Беженец,получивший убежище (в государстве или в дипломатической миссии),не должен совершать действия, противоречащие общественной безопасностии законодательству государства, которое предоставило ему убежище.

Относительно права убежища в нашей Конституции имеет место ст.63,в п.1 которой говорится: «Российская Федерация предоставляет политическоеубежище иностранным лицам и лицам без гражданства в соответствиис общепризнанными нормами международного права». Кроме того, 21.07.1997 г.было принято Положение о порядке предоставления Российской Федерациейполитического убежища.

В Европе наиболее либеральным государством, которое последние два векапредоставляет убежище лицам вне зависимости от их политическихи прочих взглядов, является Великобритания.

Причем в отличиеот общемировой практики, Соединенное Королевство может предоставитьубежище даже лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях илиосужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженныхсил, и военным преступникам.

Здесь надо отметить, что Великобритания, а также Франция и СШАформально не допускают на своей территории дипломатического убежища,не признают права предоставлять убежище за другими государствами,но сами его предоставляют. Для Запада вообще в этом смысле характернопризнание не столько нормы права, сколько политическойцелесообразности.

Не могут считаться дипломатической защитой такие действия государства,которые тем или иным образом нарушают нормы международного права.

Универсальная позиция отражена в Венской конвенциио дипломатических сношениях 1961 г. В п.3. ст.

41 этого документасказано вполне определенно: «Помещения представительства не должныиспользоваться в целях, несовместимых с функциями представительства,предусмотренными настоящей конвенцией или другими нормами общегомеждународного права, или же какими-либо специальными соглашениями,действующими между аккредитующим государством и государством пребывания».Что следует из этого положения? Предоставление дипломатического убежищане входит в состав функций дипломатической миссии. Значит, егопредоставлять нельзя. Однако стороны могут заключить между собой специальноесоглашение — и тогда ситуация меняется. Институт дипломатическогоубежища действует, главным образом, в странах Латинской Америки. Такоеправо предоставляется, в основном, лицам, преследуемым в своемгосударстве по политическим или религиозным мотивам.

Практика не проясняет проблемы дипломатического убежища, хотя онаи очень обширна. Вопросы решались по-разному. Примеров можно было быпривести много, но сошлемся на один, поскольку он поучителени интересен. В 1936—1939 гг. в Испании шла гражданская война.

С её начала противники республиканского правительства разбежалисьпо иностранным посольствам в поисках убежища. В мае 1937 г.число этих беженцев составило 6000 человек. Испанское правительствоне признавало права дипломатического убежища и настаивалона их выдаче.

Возникла проблема, которой занялась Лига Наций.Проблема эта рассматривалась на 95-й чрезвычайной сессии в январе1937 г.

Никакого решения принято не было, а было лишь высказанопожелание, чтобы проблема была урегулирована путем прямых переговоров междузаинтересованными сторонами.

Проблема дипломатического убежища давала о себе знать и позже.Споры в этой связи доходили даже до Международного суда ООН,но окончательное решение так и не было найдено.

Получается,в конечном итоге, что государство, рассматривая вопрос, предоставлятькакому-то лицу или группе лиц дипломатическое убежище или нет, руководствуетсяисключительно политическими интересами.

Так, скажем, в годы «холоднойвойны» посольство США неоднократно давало в своих стенах приют разным«антисоветчикам», хотя официально на всех уровнях США оспаривали правогосударств на убежища подобного рода. С переходом России в иноеполитико-правовое качество проблема подобного родав российско-американских отношениях исчезла.

Но она остается на универсальном уровне. Её необходимоурегулировать совместными усилиями всех государств, например, в рамкахООН.

Это представляется необходимым потому, что укрывательство кого-либов посольстве или консульстве очень осложняет отношения междугосударствами, что в международных отношениях никогда не бываетжелательным. В 1967 г.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларациюо территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праветерриториального убежища заключена не была.

Представляется, что дипломатическое убежище должно быть запрещено, посколькуиммунитет посольству предоставляется для отправления общепризнанных функций,обозначенных в Венской конвенции о дипломатических сношениях1961 г. Ни одна из этих функций не предполагаетдипломатического убежища.

В современных условиях, как видно, дипломатическая защита осложненаразными условиями, которые выходят за рамки до сих пор признанногопонятия института дипломатической защиты. Запад на различного рода уровняхпытается расширить это понятие. Особенно это заметно в работе Комиссиимеждународного права.

Представляется, что к настоящему моменту, когдаведется деятельность по подготовке и принятию соответствующейконвенции, российская сторона лишь ограниченно определилась со своейпозицией относительно проекта статей по дипломатической защите,подготовленного в КМП и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН.

Этотпроект представляется достаточно спорным, как и тенденция все большегосближения дипломатии с бизнесом.

Да, для бизнеса подобная тенденциякажется правильной, но следует иметь в виду, что отношения бизнесане всегда сближают государства; часто они могут становиться фактором,осложняющим межгосударственные отношения.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.

Источник: https://mgimo.ru/about/news/experts/226456/

Как и где получить политическое убежище

Дипломатическое убежище предоставляется

» Эмиграция » Добавить в закладки

Намерение принять в качестве новой Родины другую страну может возникнуть по многим причинам.

В любом случае решение это непростое и требует серьезной подготовки: изучения информации, сбора средств и документов.

Иногда приходится решать, что в приоритете — сильная социальная поддержка беженцев от государства, но небольшой шанс получить политическое убежище и, впоследствии, гражданство, или уверенность в получении приюта без каких-либо социальных гарантий.

Что такое политическое убежище

Право на политическое убежище имеют граждане любой страны и лица без гражданства. Понятие политического убежища определяется как право человека – не гражданина находиться в течение длительного срока в границах государства и пользоваться его законодательно-правовой защитой. Причины такой ситуации допускаются следующие:

  • проведение на территории государства беженца военных действий, представляющих угрозу для жизни и здоровья гражданин этой страны;
  • угрозы, репрессии и гонения со стороны государства по причине политического или религиозного инакомыслия;
  • несоответствие формата отношений между полами, принятыми в государстве, с природными особенностями гражданина;
  • национальная нетерпимость.

Чтобы попросить убежище в другой стране, преследуемому лицу необходимо сначала в нее попасть. Собираясь заняться оппозиционной или другой рискованной деятельностью, нужно оформить загранпаспорт и иметь в резерве средства для быстрого бегства за границу.

Эмиграция по политическим мотивам удается не всегда. Необходимо выбрать страну, наиболее лояльно относящуюся к въезжающим в нее иммигрантам. Так, для белорусов наиболее благоприятной страной является Чехия. Россиянам не особо рады в Польше, а Норвегия вообще предпочитает жить, не разбавляя свой народ иностранцами. Их доля здесь — всего 10 %.

Кто предоставляет политическое убежище

С просьбой о предоставлении политического убежища нужно обращаться в межведомственное учреждение страны, выбранной для места будущего жительства.

Вопросами беженцев занимаются:

  • префектура во Франции;
  • Иммиграционная служба в Соединенных Штатах;
  • Совет по беженцам Федерального уровня в Швейцарии;
  • Национальная служба поддержки беженцев в Англии;
  • Управление по убежищу и защите в Испании;
  • Миграционное управление по делам иностранцев в Турции;

Обратите внимание! Перелет в страну, предоставляющую убежище, должен предоставлять собой прямой рейс из государства, гражданином которого является беженец.

По правилам Дублинского соглашения:

  • можно просить защиты в первой безопасной стране по пути следования. Любая следующая страна будет вынуждена отправить беженца назад;
  • условия предоставления политического убежища в Европе осложнен тем, что вопрос предоставления убежища будет решать страна, выдавшая визу, а не та, в которую приехал беженец.

Чтобы увеличить шансы на получение убежища, необходимо как можно скорее подать соответствующее прошение. Правильным будет сделать это в первый контакт с пограничной службой страны в день прилета.

Продолжительное нахождение в границах государства с последующим запросом на получение статуса беженца будет выглядеть странным в глазах миграционных офицеров и снизит вероятность положительного решения.

Как получить политическое убежище

Нужно понимать, что статус беженца гарантирует только временное убежище и изменившиеся обстоятельства могут спровоцировать высылку беженца с семьей в свою страну.

Для того, чтобы убедить ответственные лица в необходимости получить политическое убежище, человеку нужно доказать, что на своей Родине он подвергался реальной опасности. Для этого подойдут документы на различных носителях: электронные, аудио и видео записи, информация в текстовом формате.

Документы – доказательства существования угрозы

  1. Судебные решения, повестки в силовые органы, в налоговую службу. Все задокументированные действия правоохранительных органов, направленные на ущемление прав человека, если причиной вызовов были политические и социальные взгляды.
  2. Медицинские документы — справки, освидетельствования, выписки из истории болезни.

    Любые аналогичные свидетельства того, что человеку был причинен моральных или физический вред.

  3. Письменные свидетельские показания с подписью и копией паспорта свидетеля, подтверждающего факт репрессий в отношении беженца.

  4. Фото и видео материалы, содержащие информацию об участии гражданина в митингах, демонстрациях, пикетах — во всех мероприятиях, участие в которых карается правоохранительными органами страны.
  5. Материалы из печатных изданий, свидетельствующие о травле и репрессиях или об их возможном начале из-за конкретной ситуации.

  6. Рекомендации медийных персон, известных своей благотворительной деятельностью по защите прав человека.

Документы нужно заблаговременно перевести на язык страны, в которой беженец собирается просить убежища.

Дорожное интервью

Важный момент в жизни иммигранта — собеседование с иммиграционным офицером. Общей инструкции о том, как общаться с должностными лицами и какие аргументы приводить, нет.

Для повышения вероятности приобретения статуса беженца можно заручиться поддержкой адвоката, который будет присутствовать на интервью. Услуги профессионала стоят недешево, но в переломный момент лучше переплатить, чем рисковать, делая ошибки из-за волнения и собственного негибкого мышления.

Чтобы произвести благоприятное впечатление, на все вопросы миграционного офицера отвечать нужно кратко и по существу. История для получения статуса беженца должна быть правдива. На интервью нужно сообщить причины своего бегства из страны, приводя только подтвержденные факты. Все личные измышления справедливо будут подвергнуты сомнению и будут заданы соответствующие уточняющие вопросы.

Например, если человек утверждает, что его телефон и квартира прослушивается, потому что он слышал щелчки в телефонной трубке и видел странные провода за окном, то этот довод во внимание приниматься не будет. Доказательством прослушивания могут быть распечатки разговоров и аудио записи, прикрепленные к репрессионному делу, но никак не предположения гражданина.

Источник: https://emigrating.ru/kak-i-gde-poluchit-politicheskoe-ubezhishhe/

Глава IV. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ. Право убежища – Л.Н. Галенская

Дипломатическое убежище предоставляется

В практике государств встречаются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей л воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища в зданиях дипломатических миссий и консульств носит название дипломатического убежища '.

Кстати, эта форма убежища, естественно, могла применяться в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами2.

Правомерность предоставления убежища в дипломатических резиденциях объяснялась их иммунитетом: поскольку местные власти не имеют права вступать в здания дипломатических представительств и осуществлять там ϲʙᴏи функции, то любое лицо, находящееся в здании миссии или жилище посла, оказывалось недосягаемым для местных властей, не могло быть оттуда изъято.

Дипломатическое убежище получает широкое распространение в практике всех государств в течение XVI— XVIII веков. Но применяется оно почти исключительно к уголовным преступникам; политические беглецытрадиционно выдавались.

В 1540 году посол Франции щ Венеции Гильом Пелисье получил важные государственные сведения от ответственных должностных лиц — секретаря Совета десяти и членов Совета. Когда ϶ᴛᴏт факт был раскрыт, то указанные лица укрылись в доме, в кᴏᴛᴏᴩом жил посол.

При этом Совет десяти указал, что не существует права убежища  для .изменников, и лотребо-

бал их выдачи. Французский посол выдал бегледо!, В 1609 году на ϶ᴛᴏт |случай сослался английский суд, требуя у Венеции выдачи лица, обвиняемого в оскорблении королевы Елизаветы и получившего убежище в здании венецианского посольства в Лондоне3.

В Венеции в 1554 году был издан статут, регламентировавший предоставление права убежища. Согласно данному статуту, политические преступники из дипломатического убежища исключались 4.

В 1645 году в Англии по приказу парламента были произведены обыски в зданиях французской и испанской миссий в связи с побегом из Тауэра двух участников ирландского мятежа. Английский парламент считал, что право убежища на изменников не распространяется 5.

Наибольшей известностью пользуется случай предоставления убежища в 1729 году испанскому премьер-министру Рипперда. Проводя англофильскую политику, Рипперда впал в немилость и, опасаясь преследования, получил убежище ,в английском посольстве в Мадриде.

Испанские власти приставили к зданию посольства караул и предложили Рипперде покинуть авое убежище. Так как последний отказался ϶ᴛᴏ сделать, то высший суд Испании постановил изъять его силой, обвинив в совершении политического преступления.

Решение суда было выполнено   несмотря ,на протесты   английского посла 6.

В 1747 году происходит «казус Спрингера». Кристов Спрингер, обвиненный шведским судом в шпионаже, укрылся в здании английской миссии в Стокгольме.

Весь квартал миссии был оцеплен шведской полицией и в результате Спрингер был выдан. Английский дипломат Гидеканс впоследствии потребовал от шведских властей удовлетворения за насилие над его слугами, оцепление дома и пр.

, что привело исключительно к тому, что ему было предложено покинуть Стокгольм 7.

Все данные примеры подтверждают тот факт, что в XVI— XVIII веках дипломатическое убежище на политических преступников не распространялось. При всем этом осуждалось всякое нарушение права дипломатического убежища в отношении уголовных преступников.

В 1601 году в Мадриде между испанскими и французскими солдатами произошла драка, в кᴏᴛᴏᴩой несколько испанцев были ранены и двое убиты. Французские солдаты    укрылись   в   здании    французского    посольства

в Мадриде, однако, несмотря на протесты посла, они были арестованы испанскими властями. В возникший между Францией и Испанией конфликт вмешался папа Климент VIII, осудивший нарушение дипломатического убежища 8.

В 1752 году в доме шведского посольства в Петербурге были арестованы два лица, обвинявшиеся в нарушении правил о продаже спиртных напитков.

Шведокий посланник обжаловал данные действия, и ему были принесены извинения, а виновные лица наказаны lJ.

Правом убежища в рассматриваемый период обладали не только здания дипломатических миссий и жилища послав, до « целые кварталы, в кᴏᴛᴏᴩых находились данные здания, — так называемые дипломатические кварталы. Дипломатические кварталы во многих странах пользовались таким же иммунитетом, как >и посольские здания.

Свобода дипломатического квартала неизбежно приводила к тому, что в них скрывались преследуемые местными властями лица, уголовные преступники.

В Риме «целые улицы были забиты ворами, проститутками, мошенниками и профессиональными убийцами, кᴏᴛᴏᴩые были вне досягаемости правосудия потому, что герб иностранной державы помещался над дверями их жилища, и потому, что они имели lettres de familiarite, свидетельствовавшие об их связи с тем или иным послом.

Эти привилегии часто продавались дворецкими послов, служба для них источником дохода и средством распространения ϲʙᴏей власти и ад соседями. Под прикрытием такой защиты совершались любые преступления, и целые кварталы, временами достигавшие почти трети города, были изъяты из юрисдикции полиции» 10.

Естественно, что с усилением влияния централизованной власти начинается борьба с данным ограничением суверенитета государства. В Испании ϲʙᴏбода квартала, а (следовательно, и право убежища в нем отменяются ордонансом 1594 года и. При этом там практика предоставления убежища продолжается, .

и исключительно после того, как папа Иннокентий XI издает в 1677 году декрет, отменяющий ϲʙᴏбоду квартала, в Испании в 1684 году вновь принимается ордонанс по ϶ᴛᴏму же вопросу. По настоянию папы ϲʙᴏбода квартала отменяется в Стоит сказать – польше в 1680 году, в Англии — в 1686 году12.

Долго не соглашался с отменой ϲʙᴏбоды квартала французский король Людовик XIV. Его посол явился в Рим в сопровождении

Юоружанной свиты из 800 человек для охраны ϲʙᴏбоды квартала.

Послу было отвазано папой в аудиенции, запрещено вступать в переговоры с кардиналами, его глучили от церкви, и, несмотря на ϶ᴛᴏ, он оставался в Риме вплоть до смерти папы Иннокентия XI в 1689 году, после чего был отозван.

Лишь в 1693 году король Франции дал согласие на отмену ϲʙᴏбоды квартала 13. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в странах Европы ϲʙᴏбода диплома-тичеокого квартала и сопутствовавшее ему право убежища 'были отменены в XVIII веке и.

Но на Востоке привилегии дипломатического квартала сохраняются гораздо дольше. В Китае они были оформлены пекинским протоколом 1901 года и протоколом от 13 июня 1904 т.15 Правда, ,в указанных протоколах о праве дипломатического убежища не говорится.

Кстати, официально ϶ᴛᴏ право не было оговорено ни в одном договоре, заключенном Китаем с европейскими государствами. При этом дипломатический .корпус т Пекине считал ϶ᴛᴏ право вытекающим из прав дипломатического квартала и нередко применял его.

К примеру, в 1917 году в здании нидерландской миссии получил убежище китайский генерал Чан Сюн, а его бывший начальник штаба Не стоит забывать, что ван Шен-ши—во французской миссии.

Китайское правительство не возражало против предоставления убежища, а только предложило удалить беглецов из Пекина. После длительных переговоров беглецы были отправлены и а французский остров Реюньон 16.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ с появлением принципа невыдачи политических эмигрантов убежищем в дипломатических миссиях стали пользоваться только политические беглецы,   то   есть  дипломатическое   убежище   к   концу IXVIII века претерпевает такие же изменения, как и гер-I риториальное убежище. Но если в XVI—XVII веках док-1 трина   оправдывает  существование   широкой практики ■предоставления дипломатического убежища (см. К. Бру-| нус, А. Гентилис, Ф. Суарец, Г. Лроций), то в XVIII веке и доктрина, и практика идут по пути ограничения дипломатического   убежища.  Так,   Э. В|аттель  считал,  что [вопрос   о  праве посла   предоставить  убежище  должен в каждом конкретном случае решить государь, а Корне-Ёлиус ван Бинкерсгук объявляет право дипломатического [ убежища   абсурдной   вещью17.   В   XIX   веке   доктрина ■встает на позиции отрицания  дипломатического убежи-

ща, считая, что ϶ᴛᴏт институт противоречит суверенитету государства, будет злоупотреблением дипломатическим иммунитетом, источником заговоров, не сообразуется с целями посольства и т. д.

18 Доктрина демонстрирует положение, существующее на практике: если в XVI— XVIII веках предоставление убежища в дипломатических миссиях широко практиковалось, то в XIX веке оно встречается как исключение.

Литературные источники дают сведения о нескольких таких случаях.

В 1808 году в здании русского посольства в Вене получили убежище два солдата, заявившие, что они русские военнопленные, бежавшие из Франции. Австрийские власти потребовали выдачи беглецов как дезертиров и окружили здание посольства.

Русский посланник в Вене князь Куракин опротестовал данные действия как нарушение неприкосновенности посольского здания, с чем австрийские власти согласились 19. В 1841 году датский посол в Испании шевалье Алыбарго предоставил убежище ряду испанцев, обвиняемых в деятельности против правительства20.

В британском посольстве ib Мадриде находит убежище испанский маршал Серано21. В Греции во время революции 1862 года посольства и консульства иностранных держав предоставили убежище ряду преследуемых лиц. В 1881 году ib Турции Мидхат-иаша нашел убежище во французском консульстве в Смирне, и консульский корпус отказался выдать ело властям.

Тогда же нашел убежище у русского посла Маррожени-паша, обвиняемый в измене22. В декабре 1895 года бывший визирь Турции Кучук-Саид-паша со ϲʙᴏим сыном укрылся в отеле посла Великобритании в Константинополе, полагая, что его жизни угрожает опасность23.

Но все данные случаи имеют место именно как исключение, а общепризнанным будет отрицание дипломатического убежища. Стоит сказать – положение о недопустимости предоставления убежища в дипломатических резиденциях оформляется в ряде стран законодательно.

Первыми восстали против практики дипломатического убежища голландские Генеральные штаты, издав декрет от 25 июня 1663 г., установивший, что «дворцы резидентов или их квартиры никак не должны считаться изъятыми из обыска и следствия в том случае, если там находятся люди, кᴏᴛᴏᴩых хотят задержать или поймать на законных основаниях и по воле верховной власти или

правосудия» 24. То, что данный декрет соблюдался в Голландии, (видно из следующего примера. В Гаагу с русским посольством прибыл .польский шляхтич, кᴏᴛᴏᴩый не захотел возвращаться обратно «в Россию и укрылся в доме польского резидента в Гааге. По требованию русского посла голландские власти окружили дом резидента и произвели в нем обыск25.

Право дипломатического убежища в Испании   было отменено законом 1772 года 26. Уголовный «одекс Франции также не признавал права убежища в дипломатиче-■ ских (резиденциях и в ст. 98 установил,   что   приказ   об аресте, явке «в суд, взятии под стражу и пр.

должен вы-;подняться на всей территории   республики   без  всяких ограничений 27. Овод законов Российской империи в приложении III к ст. 1400 затрещал задерживать должника в квартире дипломатического агента 28.

  В   то  же время объяснительная     записка     к     Уголовному     уложению 1903 года отрицала   право дипломатического убежища.

В сентябре 1815 года папа римский издал постановление, кᴏᴛᴏᴩое ограничивало право убежища дипломатических резиденций в Не стоит забывать, что ватикане:   разрешалось   укрывать в них только маловажных преступников 29.

Запрещается предоставлять   убежище   и   консулам. Это запрещение широко демонстрируется ib договорах.

   Так, в консульских конвенциях России с иностранными государствами обычно содержалась такая   формула:   «Само собой разумеется, что данные внешние  знаки (герб и флаг) никогда не должны считаться как бы   дающими   право убежища».   Стоит сказать – положения,   отрицающие   право   убежища, содержатся и

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3529/138220/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%20IV.%20%D0%94%D0%98%D0%9F%D0%9B%D0%9E%D0%9C%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%95%20%D0%A3%D0%91%D0%95%D0%96%D0%98%D0%A9%D0%95.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.