Какие права имеет автор программы

Авторское право в образовательной деятельности

Какие права имеет автор программы

С появлением Интернета у учителей появилась масса возможностей найти дополнительный материал к уроку, поделиться своими наработками и использовать чужие.

Обилие фото, видео и аудиоконтента, контрольно-измерительных материалов, статей и книг, изображений и графики располагают к их использованию на уроках, в электронных курсах, в своих методических разработках или при проведении мероприятий.

Но наличие возможности и свободного доступа к контенту не освобождает от ответственности за его использование. Цель данной статьи – помочь учителю разобраться, что можно использовать в образовательной деятельности и на каких условиях. Использование произведений в личных целях в данной статье не рассматривается. Также не рассматриваются условия использования произведений библиотеками.

Автор не является юристом, поэтому может использовать не совсем точную терминологию, однако не искажая при этом суть изложенного. Для прояснения вопросов об авторском праве будет использоваться Гражданский кодекс Российской Федерации.

Разбираем Гражданский кодекс РФ

Права на произведение бывают авторскими (право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора) и исключительными (воспроизведение, распространение, публичный показ, перевод, переработка и т.д.), ст.

1265 – 1269. Авторские права не могут быть отчуждены.

Исключительные права могут быть переданы другому лицу (правообладателю), при этом у автора остаются только авторские права (самостоятельно публиковать свое произведение, например, он уже не может).

Авторское право защищает произведения науки, литературы и искусства (ст. 1255), независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259), возникает в момент создания произведения (ст.

1257) при условии указания автора на произведении или его экземпляре (ст. 1300). Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст.

 1259).

Срок действия прав на произведение:

  • права на авторство, имя, защиту репутации автора охраняются бессрочно (ст. 1267);
  • исключительные права на произведение действуют в течение жизни автора и 70 лет после смерти (в ст. 1281 более полная версия).

Объектами авторского права являются (ст. 1259):

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения;
  • производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  • составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;
  • все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы) (ст. 1261).

Не являются объектами авторских прав (ст. 1259):

  • идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач; 
  • открытия, факты;
  • языки программирования;
  • геологическая информация о недрах;
  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

У всего ли контента, который выложен в Интернете, есть авторство? Это не так.

Согласно статье 1300 ГК РФ
«Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».
Такой информацией может быть размещение контента на сайте или в блоге, подпись, логотип, строка кода в программе, титры и т.д. Если такая информация отсутствует (например, выложено изображение без опознавательной информации), то установить автора не предоставляется возможным.

Если авторство не установлено, можно ли свободно использовать контент? Нельзя. Выбранный контент уже может быть «копией с копии», в которой авторские права были нарушены ранее (но это не снимает с вас ответственности!).

К использованию произведения относятся (ст. 1270):

  • воспроизведение произведения или его части в любой материальной форме, при этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением; 
  • распространение произведения;
  • публичный показ (в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи);импорт оригинала или экземпляра произведения в целях распространения;
  • публичное исполнение (в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи);
  • сообщение для всеобщего сведения по радио или телевидению;
  • сообщение с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (если сигналы кодируются, то только в случае предоставления средств декодирования неограниченному кругу лиц);
  • перевод или иначе переработка произведения;
  • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • доведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Использовать можно только правомерно обнародованные произведения. Это значит, что обнародовать произведение может либо автор, либо правообладатель.

Проверить, действительно ли произведение обнародовано в Интернете правомерно, сложно.

В случае использования произведений из Интернета, советуем обращать внимание на сайт, с которого берется произведение, а также на условия использования произведений, которые опубликованы на данном сайте.

Напомним, что исключительными правами на использование произведения обладает правообладатель (и не всегда это автор). Права на использование могут быть переданы другому лицу на определенных условиях. Право использования произведения может быть получено (ст. 1286) по лицензионному договору либо по открытой лицензии.

Лицензионный договор заключается с правообладателем в письменной форме, в этом случае условия использования произведения прописываются в договоре. Также правообладатель может сделать открытое заявление о возможности безвозмездно использовать произведение на определенных им условиях и сроках (ст. 1233), заявление публикуется на сайте федерального органа исполнительной власти.

Открытая лицензия должна быть свободно доступна (например, опубликована на сайте), условия указываются в тексте, лицензия может быть отозвана правообладателем в любой момент. Распространенный пример открытых лицензий – Cre­ative Com­mons, в которых возможно любое безвозмездное использование произведения, но, как правило, с указанием авторства исходного произведения.

О лицензии Cre­ative Com­mons, а также об источниках контента по этой лицензии будет рассказано в следующей статье.

В случае образовательных организаций возможно свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 – 1280, сокращенно):

  • использование произведений, в отношении которых истек срок действия авторского права;
  • цитирование;
  • использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио и телепередачах, аудио и видеозаписях учебного характера;
  • использование публично произнесенных политических речей, обращений, докладов;
  • воспроизведение и распространение статей и произведений по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
  • воспроизведение и распространение в обзорах текущих событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий;
  • публичное исполнение произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях;
  • создание экземпляров произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений);
  • создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры;
  • образовательные организации, при условии отсутствия цели извлечения прибыли, вправе с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, создавать копии отдельных статей и малообъемных произведений, коротких отрывков (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять эти копии обучающимся и педагогическим работникам;
  • публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной церемонии.

Цитирование произведения должно быть (ст. 1274):

  • только правомерно обнародованных произведений;
  • в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора;
  • в объеме, оправданном поставленной целью.

При цитировании необходимо указывать

  • у печатного издания: имя (псевдоним) автора, название, издательство, год издания;
  • у музыкального произведения: название, исполнителя, авторов слов и музыки, название альбома, год выпуска;
  • у фильмов: название, режиссера, киностудию, год выпуска;
  • при цитировании из Интернета: имя (псевдоним) автора, название, дата публикации (если указана), название сайта, адрес страницы сайта.

В США есть правовая доктрина «Добросовестное использование». Она перекликается с нормами российского законодательства. Если используются клипы с или других международных хранилищах, то полезно ознакомиться и с этой доктриной. Прочитать о Добросовестном использовании записей можно здесь, в Google здесь.

Источник: https://sozvezdie.edu54.ru/news/podrazdeleniya/mmc/avtorskoe-pravo-v-obrazovatelnoj-dejatelnosti.html

Сотрудник написал программу: кому принадлежат права — Право на vc.ru

Какие права имеет автор программы

По следам нашумевшей истории о Rambler vs nginx. Статья для тех, на кого работают программисты и люди любых других творческих профессий, а также для самих творческих работников.

Давайте разберемся, кому принадлежит ПО, написанное на работе, и какие действия нужны от работодателя, чтобы права на программу были закреплены за компанией.

Нанять программиста и платить ему зарплату недостаточно, чтобы компания получила права на ПО. Нужно обложиться бумагами и следовать определенной процедуре.

Если работодатель этого не делает, он сидит на бомбе замедленного действия. Стоит вспомнить, как сотрудник отсудил 23 млн у бывшего работодателя за использование своей разработки.

А теперь обо всем по порядку.

Любой результат творческого труда — объект интеллектуальной собственности. В том числе программный код. Это значит, что его защищает закон, а на использование нужно разрешение автора. Специальной регистрации прав не требуется. Написали код, права возникли автоматически.

Есть нюанс. Код должен быть оригинален и создан творческим трудом. Об этом можно подробнее почитать в статье про контент.

По умолчанию ничего не меняется. Автор обладает полным объемом прав на разработанное программное обеспечение.

Вы не ослышались. Сотрудник пишет код для компании за служебным компьютером в рабочее время, получает зарплату, пользуется всеми благами офиса и при этом остается правообладателем ПО. Звучит странно, но это так.

Чтобы права на ПО перешли компании, должны быть соблюдены следующие критерии:

  • Писать код — обязанность сотрудника.
  • Софт разработан по заданию работодателя.
  • Сотрудник получил авторское вознаграждение.

Остановимся на каждом подробнее.

Это значит, что функциональность по разработке ПО должна быть прямо указана в трудовом договоре или должностной инструкции. Иначе написанный код принадлежит работнику и только ему.

С одной стороны, это логично. Предположим, сейлзу надоело вбивать реквизиты клиентов в шаблон договора, и он написал бота на Python, который сам подставляет данные компании в документ.

На такое ПО у работодателя никаких прав, даже если сейлз писал его в рабочее время за служебным компьютером и на благо компании.

Беда с настоящими программистами, которые разрабатывают сore-продукт. Во многих компаниях используют шаблоны трудовых договоров из интернета, в которых меняется только название должности и зарплата.

В таких шаблонах обязанности сотрудника дублируют пункты Трудового кодекса, а значит, там нет ни слова о разработке ПО. С точки зрения закона такие программисты ничем не отличаются от сейлзов или бухгалтеров. Ни у тех ни у других не прописана обязанность создавать ПО.

Как следствие, все, что написано сотрудником за несколько лет работы, — его собственность. Если компания захочет её использовать, нужно заключать с программистом лицензионный договор.

Можно возразить: «У сотрудника ведь должность “программист”! Чем, вы думаете, он должен заниматься?» Это понятный житейский аргумент.

К сожалению, в мире юриспруденции он не имеет значения. Суд ответит: «Я не знаю, что он должен был делать. Может, вы его для НЛП нанимали. Мое дело опираться на факты, а не в угадайку играть».

Допустим, трудовой договор составлен правильно, в нем прописана обязанность писать код. Но как понять, что именно эта программа или ее часть была написана конкретным сотрудником?

Ответ прост. Должно быть составлено служебное задание, в котором указывается, какого результата должен достичь программист. Грубо говоря, это ТЗ на разработку ПО. После выполнения такого задания сотрудник отчитывается об этом и передает результат своего труда по акту.

Обратите внимание! Служебное задание и акт в понимании закона — бумаги, на которых стоят подписи работодателя и сотрудника. Сообщения в Telegram, устные указания начальства — всё это не работает, нужны бумаги.

Возникает вопрос: «Это что, по каждому сотруднику и по каждой задаче нужны задания и акты? А если у меня таких сотрудников 10, 50, 100?»

Ответ неутешительный. По закону надо делать так, как написано выше, иначе рискуете остаться без прав на ПО. Но процедуру можно упростить.

Как правило, управление разработкой происходит в специальных системах (Jira, Trello). Можно зафиксировать во внутренних документах юридическую значимость заданий, формируемых в электронном виде в таких системах.

Четко пропишите момент создания задания, процесс определения исполнителя, момент завершения работы и порядок передачи ее результатов. В таком случае вы снизите риски.

Но следите за стройностью информации в системах. Задачи должны быть четкие, понятные, исполнителей легко отследить, все действия логируются. Это ваш спасательный круг.

Момент легкого недоумения. Разработчик уже получает зарплату за то, что пишет код, ему еще что-то надо платить?

По закону получается, что так. Авторский гонорар — отдельная от заработной платы выплата. Размер вознаграждения за разработку ПО законом не установлен, но он зафиксирован для случаев создания служебного изобретения.

  1. За создание изобретения: разовая премия 30% от зарплаты.
  2. За дальнейшее использование изобретения: плюс одна зарплата в год, а если изобретение кому-то продано, то 10–15% от суммы сделки. Увольнение сотрудника не влияет на обязанность платить процент от продаж.

На практике часто встречал работодателей, которые указывают в договоре фиксированную небольшую сумму (например, 500 рублей), которую сотрудник получает ежемесячно вместе с зарплатой в качестве авторского гонорара.

Это работает, но есть риски. Сотрудник может в любой момент заявить, что вознаграждение необоснованно занижено, и потребовать больше, ссылаясь на аналогию со служебными изобретениями.

По умолчанию права на все ПО, которое сотрудник написал на работе, принадлежат только ему. Компания может стать обладателем таких прав, но для этого нужно заморочиться.

Грамотный трудовой договор с описанием функциональности по разработке, соблюдение правил оформления служебных заданий, выплата авторского вознаграждения, — вот рецепт успешного использования программ, разработанных сотрудниками.

Пока рано делать какие-то выводы. На мой взгляд, все будет зависеть от двух факторов:

  1. Является ли программа служебным результатом интеллектуальной собственности. Или, иначе говоря, насколько грамотно были оформлены документы с Сысоевым. Подписывал ли он служебные задания, акты, получал ли авторское вознаграждение.

  2. Насколько nginx похож на то, что было разработано в Rambler. Дело в том, что ПО охраняется законом как литературное произведение, то есть защищен только код, а не функциональность.

    Если программа выполняет те же функции, но код существенно отличается, о нарушении говорить не приходится.

#делоnginx #по #разработка #авторскиеправа

Источник: https://vc.ru/legal/97155-sotrudnik-napisal-programmu-komu-prinadlezhat-prava

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.