Медиатор кто это и чем занимается

Кто такие медиаторы, и кому они помогают

Медиатор кто это и чем занимается

Кто такой профессиональный переговорщик и как он помогает бывшим супругам или родственникам разрешить конфликт без суда, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала медиатор одного из столичных адвокатских бюро Елена Жданович.

Елена Леонидовна, начиная с января 2014 года Министерством юстиции Республики Беларусь выданы более 500 свидетельств медиаторов (переговорщиков. — Прим. авт.). Однако далеко не все имеют представление, чем занимаются такие специалисты.

— Медиация — способ альтернативного решения споров, когда за стол переговоров вместе с заинтересованными сторонами садится профессиональный переговорщик и помогает найти путь к примирению.

Раньше люди не знали другого способа урегулировать конфликт, кроме как судебное разбирательство. Наличие медиации в стране меняет правовую культуру общества в целом.

Единственный нюанс: в настоящее время нашим законом не предусмотрено использование процедуры медиации по административным и уголовным делам. 

— Как это работает на практике?

— Медиатор организовывает и проводит переговорный процесс, задача которого — помочь людям достигнуть взаимовыгодного соглашения.

Он задает вопросы: почему так произошло, что бы вы хотели получить в результате переговоров, какие варианты разрешения спора готовы предложить и обсудить? Медиатор учитывает все психологические моменты межличностного конфликта, пытается понять скрытые интересы и потребности человека.

Если есть необходимость, приглашает участников спора на индивидуальную беседу, содержание которой строго конфиденциально и без разрешения не может быть озвучено в процессе переговоров.

Вся проблема в том, что конфликтующие стороны не могут конструктивно разговаривать, не слышат друг друга, а порой и вовсе перестают общаться. Медиация позволяет обсудить все проблемы, причем в уважительной форме.

Это не значит, что люди не ругаются. Но у них есть возможность взять паузу, чтобы постараться услышать и понять оппонента.

В среднем продолжительность одной сессии таких переговоров с участием медиатора длится не менее трех часов.

— Достаточно ли одной встречи?

— Как правило, да. Когда люди приходят к медиатору, они настроены договариваться. Но бывает, что проводим 3-5 сессий, все зависит от сложности спора.

— Один медиатор на один конфликт?

— Необязательно. Могут присутствовать на сессии и медиатор-юрист, и медиатор-психолог. Иногда работают два медиатора разного пола, это очень эффективно, когда решают вопрос сохранения семьи.

— Сколько стоит услуга профессионального переговорщика?

— Вознаграждение медиатора определяется по соглашению. В Минске стоимость услуги варьируется от 150 до 300 рублей за сессию. Расходы делят в равных долях между участниками спора.

— Какие проблемы вам приходится урегулировать?

— Во всем мире медиаторы начинали свою работу с разрешения семейных конфликтов. Постепенно к их помощи стали прибегать при урегулировании коммерческих споров и рассмотрении уголовных дел.

Семейная медиация включает всю область гражданско-правовых отношений — наследственные, жилищные, земельные споры, бывают и международные, связанные с определением места жительства детей при раздельном проживании родителей.

Ситуации разные: например, брат и сестра делят наследство, муж с женой — совместно нажитое имущество. В суде по закону, как правило, всё распределяют равными долями, а в медиативном соглашении можно договориться, кому что нужнее.

— Хотелось бы остановиться на брачных договорах. Востребованы ли они у нас, увеличивается ли их количество?

— В прошлом году мы подготовили около 40 проектов брачных договоров. Это большая цифра. У нас, славян, сложился стереотип: брачный договор заключать стыдно.

Когда супруги на грани развода, накапливается масса негатива, злости и обид. И когда нужно делить имущество, детей, то ненависть только набирает обороты.

Тогда муж и жена начинают жалеть, что заранее не урегулировали имущественные обязательства и права.

Предположим, молодая семья строит или покупает квартиру, деньги на приобретение которой дают родители одного из супругов. Когда начинают делить имущество, то, согласно законодательству, имущество супругов распределяется в равных долях. В результате возникают взаимные претензии, обиды.

Куда честнее заключить брачный договор и прописать, что жилплощадь остается супругу, чьи родители оплачивали ее приобретение.

В брачном договоре можно закрепить позиции, связанные с детьми: где они будут проживать, если, например, мама живет в Беларуси, а папа — в Германии, кто и что оплачивает, с кем и когда они отправляются отдыхать… На самом деле это очень важно, чтобы общение между супругами в дальнейшем было интеллигентным и цивилизованным.

— Медиативное соглашение, которое подписывают после проведения переговоров, не имеет юридической силы. Можно ли его облечь в правовую форму?

— Если частью медиативного соглашения является проект брачного договора или соглашения об алиментах, то эти документы удостоверяются в нотариальной конторе и имеют юридическую силу. Медиативные соглашения, как правило, исполняются добровольно. По статистике, их результативность достигает 97 %. Почему так? Прежде всего потому, что люди принимают осознанное решение, которое их устраивает.

— Что самое сложное в работе медиатора?

— Медиатор — психолог, который работает с межличностным конфликтом. Нужны большой опыт и практика, чтобы понять, какой вопрос сработает, на каком этапе переговоров его лучше задать. Управлять конфликтом, эмоциями людей, понимать и чувствовать их — большой труд, требующий определенных знаний и навыков.

— В чем видите плюсы своей работы?

— Она способствует пробуждению хороших качеств, указывает на возможные варианты разрешения конфликта, подталкивает человека к тому, чтобы он сам потрудился, проделал внутреннюю работу, принял решение и взял ответственность за свою жизнь. Думаю, придет время, когда профессиональные переговорщики будут очень востребованы и в нашей стране. Сейчас эта служба в процессе становления.

— Как стимулировать людей активнее пользоваться таким способом разрешения конфликта?

— В настоящее время на уровне государства решается вопрос о том, чтобы сделать медиацию обязательной во время бракоразводного процесса для решения споров, которые касаются воспитания детей.

Что это значит? Если люди обращаются в суд вследствие спора о воспитании детей, то государство может предложить им встретиться с медиатором, пообщаться с ним, узнать, что такое медиация, как она им поможет, что они могут получить в результате таких переговоров. Это важно, потому что воспитывать детей и не сохранять мир в семье — деструктивно.

Мы очень надеемся, что обязательное информирование будет введено. После встречи с медиатором человек сам примет решение: обратиться в суд или сесть за стол переговоров.

Источник: https://minsknews.by/kto-takie-mediatoryi-i-komu-oni-pomogayut/

���������� ���������� ������������������ �� ������ ���������� �������� �� ������

Медиатор кто это и чем занимается

�� ���������� �������������� ���������������� �� �������� ���������������� �� ���������� ������ ������������������������������ ���������� ����, ������������������������ ���� ���������������������������������� ���������������������������� ����������������.

������ ������ ���������������� ������������������������ ������������ ������ ������������ ������������������ – ����������������.

�� ������, ������ ������ ���������������������� �� ���������� ������������, ������������������������ ������������������������ ������������ ���������� �������������������� ���������������� �������������� �� �������������������� ���������������� ��������������.

���������������� ��������������������������, �� ������ �������������������������� ����������������?

���������������� ��������������: �������������� ���������������� ���������� ������������ ����������������, ������ �������� ���� ���������������� ���������������������������� �������� �� ������������ �� �� 1990-2000-�� �������� ���� �������������� �������� ���������� ������������ �� ������. ������������ ������ ������������������ ����������������������: ���� ���������� �������������������� ���� 30-35 ������ �� ��������. �� ������ ���������������� �� �� ���������������� ��������������, �� �� ���������������������� ������������������������ ������ ���� ������������ �� �������� ��������. ���������� ��������, �������� ������������, ������ ������ ���� �������������������������� ���������������������������� – ���� �������������������� ��������������������. ���������� ������������ �� ������������ ���������� ���������������������������� ������������.

�������������������� �������������������������������� ������ ���������� ������������������������ ���������������� ������������������������ �� �������������������� ����������.

�� ��������������, ���������� �� ���������������������� �� 2003 �������� ���������������������� ������������������ ���������� ���� ���������������� ���������������������� ����������.

�� ���������� �� ����������������, ���������������� �� 2010-��, �������� ������������������ ���� �������������������� ��������.

������ �������������� �������� ���������� �� �������������������� ���������������� ��������������?

���������������� ��������������: ���������� �� ���������������� – �������������� �� �������������������� ��������������������������������. �������������� �������� ��������������������, ������ ���������������� ���������������������������� ������������������ ���������������������� ���������������������������� ������������.

���������������� – ���������������������� ��������, ������������������, �������������������� – ������������������������ �������������������� ������������, �������������� �� ������������ ���� ������ ���������������� �� ��������������, ������ ���������� �������������� �������������������� ���������������� �������������������� ���������� ��������. �� �������� ���������� ������������ �������������� �������������� �� ������������ ���������� ���� ������������, ���� ���������������� ���������������� ���������� ������������ �� ���������������������������� ����������������. �� �������� ������������, �� �������������� ���� ������������������ ���������������������������� ����������, ������ �������� ������ ������������ �������������������� ������������������ ������������������ ���������������� ������������������.

“�������������������� ������������” ������ ������������ ���� ���������� ���������������� �� ����������. �� ���������� ������������ �������� ������������ �������������� �������������������� ���������������������� ��������?

���������������� ��������������: ���������������� ������������������ ������������������������ ���������������������� ���� �������� ������������ – �� �������������������������� �� ����������������, ���������������� �� ������������������������, ������������������ �� ������������������������, �������������������������� �� ��������������������.

����������������, ������������ �� ���������������������� ������������������ �������������� ������������������ ���� �������������������� ���������������������������������� ���������� �� ������������ ���� ������������������.

���������������� ������������: ������������, �������������� ����������������������, �������������� ����������������, �� ��������������-������������������������ ���������������� ���� ����������. ������������������ ���� �� �������������������� �������� �������������� �� ���������������� �� ������������������ ������������������������ ���� ����������������.

������ ��������������������, �������������� �� �������� ��������������. ������������ �� �������� �������� �������� ������������ ���������������� ����������������.

���������������������� ���������������� ������������������ �� ���������� ������������������������������. ������ ������������. �������� �������� ������������ �� �������������� �� ���������������� ���������������� ��������������. �������������� ��������.

�� �������������������� ����������������: ������ �������� �������������� ������������������, ���� ������������������������ �������������� ������������������ ��������������������.

�������� ���������������� ������������������ ���������������� ������������, ���������������� ������������������ �� ������������������������ ��������������. �� �������������� �������� �������������� �������� ���� �������������������� �� ����������������������������.

�� ���������� ������������ �� �������������� – �������� ���������������� ���������������������� ����������.

�� ������������������, ����������������, ���������������� ������������ ������������������������ ������������ �� �������������� ����������������?

���������������� ��������������: ������������ ������������������������������ �������������������� ���������������� �� ��������������, ������ ���������� �������������� ���� ���������������� (��������, �������� ������ ���������������������� ��������), ������ ���������������� ���� �������� ����������������������.

���������� ������ �� �������� ���������� – ���������������� �������� ������������������������ ������ ��������������������: ������������������ ������������������ ���������� ��������������������������, ����������������������, ������������������������, ���������� ������������������������ ������������������������������ ����������������������, ������������������������, ���������� �������������������� �� ���������������� ����������������������, ������ �������������������������������� ��������������.���������� ������ ���������� ���� ���������������� ��������������������, ���������� ������������������������������ ���������� ������������������, ���� ����������������������������, ������������������ �������� �� ������ ���� �������������� ������������ ����������������������. ���� ������������������ �������������������� ���������� ���������������������������� ����������������, ���������������� �������������������������������� ����������.

������������, �������������� ���������������� ������ �� �������� �������������������� ������������������, ���� �������������������� �� ���������������������� ���������� ������������

���������������� �������������������������� ���������������� ������������������������ �������������� ������������������������ ����������������, �������������� �������������������� �������������������������� �� ������������������������������ ��������������, �� ���������� ���� ���������������� ���������� ���� ���������������������� ������������. ������������������ ������������������ �� �������������������������������� ������������������ ������������ ������������������ ������������������ ������������������ �� ������������������, ���������� ������������������������������ ���������� ������������������ ��������������������-���������������� ������������ �� ����������������. ���� �������� ���������������� ������������ ������������������, �� ���������������� ������������������ ������������������������ ��������������������, �������� �������� ���� ������������ ������������������ – ������������.

���������� ���������� ���������������� ������������ �� ���������������� ����������������������������, ���� ������������������������������ ������������ �������� ���������� ������������ ������������������.

������������, �������������������� ���������������������������� �� �������������������� �������������������� ���������� ���� �������������������� �� ������, �� ������������������ �������������� (����������������������) ��������������������.

�� �������������������� – ���������������� ��������������, ������ �� ������������������������������ ����������. �� �������� ���� �������������������������� ������������������������������������.

���������� ���������������� �������� ���� ������������ �������������������� �� ������������������. �� ���������������� ���������� ���� ��������������: ������������, �������������� ���������������� ������ �� �������� �������������������� ������������������, ���� �������������������� �� ���������������������� ���������� ������������.

�� ������ �������� ������������ ���������������� �� ���������������������������������� ���������������������������� ����������������, ������������������������ �� ���������������������� ������������ ��� 197-����.?

���������������� ��������������: ���������� ������������ ������ �������������� �������������� ���������������� �� �������������������������������� �� ������������������ ����������������������.

���������������� ���������� ���������������� ������������������������������ �������������������� ���������� – ���������������� ����������������������, ������ ���������� ���������� ���������� �� ����������������.

������������ ������������: ���������������������� �������������������� ������������ ���������� ���������������� �� ������������������, �� ������ ���������� ������������ ������������������������������ ������������������. �� �������� �������������������� ������ �������������������� ������������������ ���������� ������������������ ���� ���������� ������������ ������������������������������ ���� ��������.

�������������� ������������������ �� ���������������������������� ����������.

������������ ��������������, ������������������������ �� ������, ������������ ������������������ �� ���������������� ������������������ ����������������, ����������������������������, ������ ���������������������������� ���������������������� ����������������, ������������������������ ���� �������������������� ������������, �������� �������������� ��������.

���� �������� �������� �������������� ������������ ��������, ���� ������������ ���� ��������. �������� �������������� ���� ������������������ �������������� �� ��������������������, ���������������� �� ���������������� ����������, �������������� ���������� �� �������������������������������� ������������������������ ��������.

���������� ������������������ ���������������������� ���������� ������������������ �������� �� �������������������� ������������. �� ���������� ���� �������� �������������������� ������������������ ���������������������������� ������������������, �������������� ���������������������������� ������������������������.

���������������� ��������������������������, ������ ���������� ���������� �������������������� �� ������ ���������� ��������?

���������������� ��������������: ������������ ������������ �������������������� ���� �������������� �������������� ���������������������� �� �������������������� ���������������� ��������������������.

������������ ������������ �� ���������������������� �������� ���� 67. ���������� ������ ������������ ������������������ �� �������������������� ������������������, ������������, ��������������.

�������������������� ���������� �������� ���������� ������������������ �������������������� ������������������, �������������� ������������ ����������������������, �� ���������������� ���� ������������ 18 ������.

�� �� 25 ������ ���������� ���������� �������������������������������� ��������������������, ���� �������� ���������������� ���� ����������, ���������������������� �� ��������.

�������������� ���� ������������ ���������� �� �������������� �������������������� – ������ ������������ ���������������� ���������������� �� ������������������������ ����������, �������������� ���������� �������������� �������� ������������������.

�������������� ���� �������������� �������������� �������������������� ���� ������������������ ���������������������������� �� ������������������������ ��������������������������������, ������������������������������ ���������������� ������������������.

����������������������

�������������� ������������, ������������ ������ “���������������� ������������������������������ ���������������������������������� ���������������������� “���������������������� ����������������”:

– �������������������� �������������������� ���������������� �� ������������ ���������� �������� ������������������������ ������������������.

���� ������-�������� ������������������ ������������������ ���������������� – ���� ������������ �������� ���� �������������������������������� ������������.

�������������� �������������������������� �������������� �������������������� ������������������������������ ������������������������������, ������ ���������������� ���������� ���������� ���� �������������� ���������������������� ����������������.

�� �� �������� �������������������� ���������� ���������������� ���������������� �� ���������������� ����������, ���������� �������������������� �� ���������������������������� ������������ ���� ������������������������������������ ������������������������ ����������������������.

Источник: https://rg.ru/2019/11/07/reg-dfo/zachem-nuzhny-mediatory-i-gde-etomu-uchat-v-dfo.html

Профессия медиатор: кто это такой, что он делает и как им стать

Медиатор кто это и чем занимается

Процедура медиации существует с 2011 года, но далеко не каждый практикующий юрист сталкивался с ней или принимал участие в проведении. Рассмотрим, что такое медиация, как осуществляется и для чего нужна.

Кто такой медиатор

На законодательном уровне процедура медиации регулируется Федеральным законом РФ от 27.07.2010 г.

№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 г.

Медиация представляет собой отличную от судебной процедуру урегулирования конфликтов между сторонами. Медиация не является также и третейским судом. Решения принимается с участием медиатора по взаимному соглашению сторон.

Медиатор — независимое лицо, при участии которого стороны принимают решение. Медиатор определяется спорящими сторонами и является посредником, не представляющим ничьих интересов.

Задача медиатора — помочь гражданам найти верное и взаимовыгодное решение конфликта. Медиатор является своего рода судьёй, не обладающим судебной властью.

По факту медиаторами выступают практикующие юристы или лица с высшим юридическим образованием.

Задачей медиатора является установление контактов между участками процесса и помощь в поиске взаимовыгодного решения

Требования к медиаторам

Медиаторы могут состоять в профессиональных организациях, осуществляющих деятельность в сфере медиации, либо действовать на непрофессиональной основе. Непрофессиональным медиатором могут быть лица:

  • достигшие возраста восемнадцати лет;
  • обладающие полной дееспособностью;
  • не имеющие судимости.

Профессиональный медиатор должен отвечать следующим требованиям:

  • достигнуть возраста двадцати пяти лет;
  • иметь высшее образование;
  • получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Медиаторы могут заниматься иной деятельностью, но не вправе занимать государственные и муниципальные должности. Медиаторы не вправе:

  • быть представителем какой-либо стороны;
  • оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
  • осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в её результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
  • делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Профессиональный медиатор должен иметь высшее образование

Для осуществления функций медиатора человек должен обладать определёнными качествами:

  • способностью убеждать;
  • выдержанностью;
  • развитой речью;
  • способностью быстро понимать суть проблемы;
  • терпимостью к позиции других людей, даже если эта позиция простроена на неверном представлении о законности и справедливости.

Требований к базовой специальности медиатора законом не установлено. Существуют курсы подготовки медиаторов, которые не базируются на профессиональном юридическом образовании, но чаще медиаторами выступают практикующие юристы или лица с высшим юридическим образованием.

Оплата труда медиаторов

Деятельность медиатора не является предпринимательской, но профессиональный медиатор работает на платной основе, причём уровень оплаты устанавливается высоким. Проведение одной процедуры оценивается на уровне гонорара адвоката в гражданском процессе. В зависимости от региона этот уровень различный.

В развитых областных центрах это сумма составляет от 30 000 рублей. Профессиональные медиаторы состоят в специализированных организациях либо на не совсем законных основаниях сотрудничают с юридическими компаниями, поэтому не вся уплачиваемая сторонами сумма идёт на вознаграждение.

По умолчанию оплата производится обеими сторонами в равных частях.

Законом предусмотрена возможность предоставления бесплатных медиаторских услуг на непрофессиональной основе, но фактически такие случаи редки, если не единичны.

Тратить время и прилагать усилия для урегулирования чужих проблем едва ли кто захочет из спортивного интереса.

К тому же для проведения качественной процедуры требуются профессиональные знания и навыки, определённые психофизиологические качества.

Суды должны способствовать развитию медиации

До настоящего времени институт медиации находится в нашей стране в зачаточном положении. Несмотря на то что закон предписывает судам оказывать содействие в развитии медиативных процедур вплоть до предоставления помещений медиаторам и участникам процесса, на практике всё это существует формально либо не существует вообще.

Если первое время после вступления закона о медиации в силу некоторые суды предпринимали попытки перевести участников судебного процесса к медиативной процедуре, предлагали перед началом слушания дела воспользоваться услугами медиаторов, разъясняли, что это такое, то сейчас этого уже не происходит, хотя введение института медиации одной из своих целью преследовало снижение нагрузки на суды.

В связи с малой востребованностью услуг, медиаторов в чистом виде, занимающихся исключительно этой деятельностью, пожалуй, не существует, либо они встречаются только в столице и крупнейших городах. Некоторые практикующие юристы проходят курсы медиаторов для повышения собственной квалификации и расширения круга оказываемых услуг, совмещая оба направления деятельности.

Достоинства и недостатки профессии

Основные недостатки профессии связаны с её ограниченной востребованностью. Случаи проведения полноценных медиативных процедур крайне редки.

Люди не понимают смысла медиации и не хотят заканчивать дела медиативным соглашением вместо полноценного судебного решения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Исходя из этого невозможно получать достаточный доход даже для обеспечения минимальных потребностей.

У медиатора туманные карьерные перспективы, расти медиатору некуда. Потолок — руководитель специализированной организации или СРО медиаторов, хотя значимость таких организаций невысока в обществе.

С другой стороны, близость профессии медиатора к деятельности судов и отправлению правосудия делает её привлекательной для работающих в сфере юриспруденции. Полученное дополнительное образование медиатора и приобретённые практические навыки являются хорошим подспорьем для юристов и адвокатов.

Нередко за юридической помощью обращаются клиенты, проблемы которых невозможно решить ни в судебном, ни в досудебном порядке. В таких случаях медиативное соглашение — единственный способ урегулировать спор в правовых рамках.

Медиаторы организовывают встречу сторон, налаживают контакт между оппонентами, ищут общие интересы участников и помогают прийти к взаимовыгодному решению.

Медиативные процедуры проводятся не только в гражданских, семейных или трудовых спорах. С помощью медиации регулируются в том числе споры в экономической сфере, между хозяйствующими субъектами. В этом направлении больше перспектив для развития медиации.

Соответственно, медиаторы, специализирующиеся на таких направлениях, имеют больше шансов для профессионального развития.

Разрешение спора через медиацию позволяет также избежать дополнительных расходов на пошлины, оплату экспертиз и других расходов, которые стороны понесли бы при разбирательстве в суде.

Работа медиатором помогает устанавливать новые связи, учит строить логические конструкции, развивает навыки убеждения. Опыт работы медиатором может оказаться полезным не только юристам, но и людям других профессий: психологам, преподавателям и пр.

Как стать медиатором

Как стать медиатором, зависит от того, на профессиональном или непрофессиональном уровне предполагается работать. Если для непрофессионального уровня особых требований не предъявляется, то профессиональный в обязательном порядке должен получить дополнительное образование.

Дополнительное образование медиатора можно получить на специализированных курсах при вузах

Непосредственно специальности «Медиации» не существует ни в вузах, ни в средних специальных учебных заведениях. Получить образование можно только на специальных курсах при учебных заведениях. Найти такие курсы можно в большинстве областных центрах. В Москве обычно указывают следующие заведения:

  1. Научно-методический центр медиации и права. Прохождение базового уровня подготовки в течение 256 часов (очная форма) обойдётся слушателю в 45 тыс. рублей.
  2. Институт развития дополнительного профессионального образования. Базовый курс подготовки на кафедре «Медиации и права» ИРДПО обойдётся слушателю в 30 тыс. рублей. Длительность программы — 120 часов.
  3. Центр медиации и альтернативного разрешения споров в правовой практике при МГЮА. Стоимость расширенного курса, включающего программу подготовки тренеров-преподавателей (264 часа), составляет около 60 тыс. рублей.
  4. Профессиональная психотерапевтическая лига. Курсы медиаторов в Москве на базе ППЛ ограничены начальным уровнем подготовки кадров. Базовый уровень подготовки (120 часов) обойдётся слушателям в 17–20 тыс. рублей.
  5. Академия дополнительного профессионального образования. В зависимости от количества учебного времени (74–286 часов), стоимость курса варьируется в диапазоне от 21,5 до 28,5 тыс. рублей.

Курс обучения состоит из теоретической и практической частей. По окончании курса профессиональный медиатор может работать в составе специализированной организации, которые могут объединяться в ассоциации и другие объединения. Медиаторы могут работать самостоятельно. Специализированные организации и медиаторы могут объединяться в СРО для разработки единых стандартов и правил медиации.

Несмотря на малую востребованность, медиация имеет свои перспективы и со временем может стать альтернативой судебному разбирательству. Не исключено, что медиация на законодательном уровне по отдельным спорам может быть установлена в качестве обязательной досудебной стадии. В любом случае получение дополнительного образования медиатора не помешает людям с профессией, связанной с общением.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/yuridicheskaya-karera/kak-stat-mediatorom.html

Профессия – медиатор

Медиатор кто это и чем занимается

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 30.06.

2011

Медиатор — не юрист и не психолог, но некоторыми их знаниями ему обладать надо.

Такому специалисту лучше получить базовое образование конфликтолога – в его учебной программе будет и законодательство, и основы психологии.

— Олег Викторович, с 1 января 2011 года вступил в силу Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Что такое медиация и зачем нужны специалисты в этой области? — Медиация – это форма досудебного урегулирования споров с помощью посредника (медиатора).

Такие специалисты нужны для того, чтобы конфликтующие стороны могли найти отправную точку в разрешении спора. Во многих странах эта процедура существует еще с 1990-х годов (в Украине, кстати, она действует уже более 5 лет) и довольно хорошо себя зарекомендовала.

В Великобритании, Австралии и Аргентине медиация является обязательной, перед тем как дело начнет рассматривать арбитражный суд, и, как показывает зарубежный опыт, 60-80 процентов всех дел разрешается без судебного вмешательства.

В некоторых городах России процедура медиации тоже уже внедрялась, но работа специалиста по разрешению досудебных споров основывалась не на законных основаниях, а исключительно на личном знакомстве с судьями.

Образование в этой сфере люди получали на специализированных курсах при университетах — я, например, в свое время заканчивал конфликтологические курсы медиаторов при СПбГУ. Сейчас эта профессия получила законный статус, и теперь медиатором сможет стать только тот, кто уже имеет высшее образование, достиг 25-летнего возраста и прошел обучение по программе, утвержденной Министерством образования РФ.

— Какие споры помогает решить медиатор, и почему ему удается справиться с этим лучше суда? — Сейчас, например, к одному из моих коллег обратились с таким случаем – жена не давала бывшему супругу возможности видеться с ребенком, и отец похитил его.

В подобных ситуациях, если медиатор сам о себе заявит, вероятность, что его послушают, будет низкая. Но объяснить преимущества решения проблемы с помощью процедуры медиации супругам может отдел социальной защиты, опеки и попечительства – чтобы тем не пришлось обращаться в суд и травмировать ребенка (который отца все-таки тоже любит).

Так что, когда бывшие муж и жена приходят к специалисту, они уже «переступили» через себя и могут пойти на взаимные уступки. Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

В своем вступительном слове он объясняет сторонам эти принципы и достигает первого устного соглашения о вежливости. Затем конфликтующие стороны обозначают свои позиции — самостоятельно разработанные варианты решения спора.

Позиции могут быть совершенно противоположны, но за ними стоят определенные потребности (интересы), которые могут в чем-то совпадать. Задача медиатора — провести переговоры так, чтобы эти (совпадающие) интересы вышли на первый план.

С помощью медиатора каждый участник конфликта слышит себя как бы со стороны, видит ошибки в своей аргументации и понимает: возможно, я не прав, и мне следует уступить.

В итоге стороны сами разрабатывают медиативное соглашение — взаимовыгодное, без победителей и проигравших.

Оно будет исполнено потому, что оппоненты сумели найти компромисс, а не потому, что они опасаются санкций государственных структур.

— Какие сложности возникают при этом, и часто ли медиативные соглашения не исполняются? Ведь в отличие от судебных решений, они являются добровольными, необязательными? — Бывает, одна из сторон пытается продемонстрировать другой, будто пришла к медиатору добровольно, но не пытается предложить свое решение дела, это «немедиабельный» случай — повлиять на нее может лишь суд. Специалист должен сразу об этом сказать той и другой стороне: не все споры можно решить с его помощью. Нередко люди недоговаривают, из-за чего между ними возник спор. Интересы сторон «завуалированы», и медиатору нужно «распутывать» их отдельно с каждым участником конфликта – только тогда он сможет подтолкнуть их к тому, чтобы найти решение, приемлемое для обоих. Он должен задавать вопросы: хотите ли вы дальше взаимодействовать (с другой стороной)? Что вы собираетесь для этого сделать?.. А когда стороны сядут на переговорах лицом к лицу, он предложит выявившиеся таким образом варианты./p> Перед заключением соглашения медиатор должен проверить предложения сторон на реалистичность. Допустим, один из участников спора считает, что другой должен вернуть ему деньги за плохо оказанную услугу. Исполнитель, в свою очередь, уверен, что сделал работу хорошо. В итоге стороны сходятся на том, что исполнитель вернет заказчику часть требуемой суммы. Если он обещает: «Отдам 10 тысяч рублей через неделю», медиатор должен задать вопрос: «Что вы сделаете, если отдать не получится?» Должник, к примеру, ответит, что рассчитывает получить зарплату такого-то числа или занять у кого-то еще – все предложенные варианты фиксируются в соглашении.

После этого спорщики могут решить, что им нужны дополнительные гарантии, тогда они заверяют соглашение у нотариуса. Но обычно стороны идут навстречу друг другу, чтобы сохранить свои отношения, поэтому случаев неисполнения обязательств намного меньше, чем после суда: 20 процентов против 85 процентов – по опыту тех российских городов, где медиация уже вводилась.

— Надо ли специалисту обладать знаниями юриста и психолога для успешной работы? По закону, медиатором можно стать с любым базовым образованием, пройдя курс переподготовки – насколько это правильно? — Для медиатора главное — уметь быть «пустым» на медиации: без своих собственных чувств по поводу происходящего, без предвзятости, которые могут помешать достижению соглашения между «противоборствующими» сторонами. Юридическое образование, с одной стороны, поможет медиатору, например, найти ошибки в тексте договора, но с другой стороны – иногда юристы слишком предвзято относятся к участникам конфликта с точки зрения закона. Они могут начать оценивать одну из сторон – насколько та права, если нарушила условия прежнего соглашения (вместо того, чтобы помочь сторонам найти компромисс). Психолог, в свою очередь, может не избежать попыток оценивать личностные качества конфликтующих, влиять на участников конфликта, используя свои специализированные навыки – это тоже будет мешать его нейтральности и беспристрастности в ходе всей процедуры. Медиатор – это не юрист и не психолог, но некоторыми их знаниями он обладать должен. На мой взгляд, ему лучше иметь базовое образование конфликтолога – такие специалисты изучают в рамках программы и законодательство, и основы психологии (это углубленная программа подготовки медиаторов, поэтому повышение квалификации на программе Минобрнауки РФ после вуза им не потребуется).

Один из модулей у нас, например, посвящен умению выявлять проблемы психического здоровья. Человек с психическими нарушениями может заявить, допустим, что готов помириться – а потом от своих слов отказаться. Это нужно уметь предвидеть заранее, но психологическое образование здесь не нужно – достаточно знать основные закономерности человеческой психики.

— Где проходят практику будущие конфликтологи? Насколько она пересекается с тем, чем занимаются медиаторы? — Мы распределяем студентов на практику в разные организации: отраслевые профсоюзы, на производственные предприятия, в страховые компании, брокерские, даже общественные приемные… Под наблюдением преподавателя они решают различные проблемы. Допустим, на предприятии есть два высококвалифицированных специалиста, но взаимодействовать между собой они не могут по причинам, для руководителя неизвестным. Задача конфликтолога — выявить, из-за чего разногласия, и помочь устранить их.

С разрешением досудебных споров конфликтологу, как и медиатору, часто приходится сталкиваться в страховых и брокерских компаниях.

Допустим, страховая компания по каким-то причинам не может оплатить страховой случай, а страхователь заявляет: я подам на вас в суд, если не выплатите всю стоимость по договору.

Здесь специалист фактически выполняет роль медиатора, помогая сторонам прийти к некоему компромиссу и заключить соглашение о взаимных обязательствах.

— Окажется ли профессия медиатора востребованной в ближайшие годы? Насколько сложно будет преодолевать недоверие к себе молодым специалистам? — К профессии конфликтолога, например, которая возникла так же недавно (мы учим студентов только еще третий год), многие руководители уже относятся с большим интересом, некоторые видят в них будущих сотрудников — конфликт-менеджеров. Иногда обращаются не только с рабочими проблемами, но и с личными: так, один директор просил приехать решить его конфликт с товариществом собственников жилья. Возраст при этом, на мой взгляд, играет второстепенную роль: вопрос доверия может относиться и к 40-летнему медиатору — откуда у сторон может быть доверие к человеку, если они видят его в первый раз? Но, так или иначе, они ничего не потеряют от того, что обратятся к нему — если им все же придется обратиться в суд, услуги медиатора не оплачиваются. На адвокатов, которые помогают каждый своей стороне, конфликтующие сейчас тратят в два раза больше, чем требовалось бы им на помощь одного медиатора.

Когда начнется активное внедрение процедуры медиации в досудебных разбирательствах, вероятно, она станет более популярной.

Спектр работ у такого специалиста будет очень широк: в развитых странах есть даже такие отдельные специализации, как школьная и трудовая медиация.

Введение такой процедуры будет способствовать становлению в России гражданского общества, когда люди смогут решать свои проблемы без участия государства.

Источник: www.ecsocman.edu.ru

Вернуться к списку статей

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-mediator.html

Профессия «Медиатор»: возраст – не повод отказаться от работы мечты — Карьера на vc.ru

Медиатор кто это и чем занимается

Профессия «Медиатор» существует с 2011 года, когда в России вступил в силу Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Медиация — это досудебная примирительная процедура, в её основе лежат переговоры конфликтующих сторон с участием посредника. Цель процедуры — прийти к взаимовыгодному соглашению сторон.

Медиатор гасит эмоциональную составляющую и управляет переговорами так, чтобы люди разговаривали конструктивно, без оскорблений, угроз и упрёков. О новой профессии рассказала Юлия Дубинина, адвокат, президент национальной ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет», тренер-медиатор; член ассоциации юристов России; председатель Коллегии адвокатов.

За последние два года эта новая для российского трудового рынка специальность приобрела широкую популярность. Медиатор не обязательно должен быть юристом. Основные требования для того, чтобы стать им следующие: возраст от 25 лет, наличие любого высшего образования и отсутствие судимости.

Всем известно, что при трудоустройстве есть ограничения, в том числе и возрастные, в основном, работодатели ищут сотрудников не старше 35- 40 лет. Зачастую, люди, не соответствующие этим критериям, ограничены в выборе профессии.

Если соискатель не супервостребованный специалист, которого компании передают «из рук в руки», ему тяжело найти работу.

В результате человек вынужден соглашаться на вакансии, которые не соответствуют ни образованию, ни его жизненным ценностям именно из-за возрастных ограничений.

Основной плюс специальности медиатора в том, что её можно получить и в зрелом возрасте. Эта профессия как раз подходит для людей, которые имеют больше жизненного опыта и сдержанности.

Суть профессии заключается в следующем: медиатор устраивает переговоры между людьми, которые не могут разрешить спор и не хотят на раннем этапе обращаться в суд. Судебное разбирательство – долгий и трудный процесс для обеих сторон. Мало кто знает, что по закону любой гражданин России перед тем, как приступить к судебной тяжбе, может выбрать себе медиатора (как бесплатно, так и за деньги).

Посредник-медиатор занимается урегулированием конфликта, гасит эмоциональную составляющую и управляет переговорами так, чтобы люди разговаривали конструктивно, без оскорблений, угроз и упрёков.

Итогом такого обсуждения становится решение, которое устраивает обе стороны.

Особенно часто к услугам медиаторов прибегают при разрешении семейных споров, когда речь идёт о разделе имущества, порядке общения с детьми и их содержании.

У этой профессии, в отличие от многих других, есть особая социальная миссия – снижение конфликтности в обществе, что делает специальность не только востребованной и высокооплачиваемой, но еще и очень полезной.

Овладеть ей можно на курсах профессиональной переподготовки по специальности «Медиация», как очно, так и дистанционно. При выборе обращайте внимание на наличие практических занятий и отработку кейсов, потому что крайне важно проработать медиативные ситуации еще в процессе обучения: медиатор должен получать не только теоретические, но и прикладные навыки.

Как правило, занятия должны длиться не менее двух месяцев. С осторожностью относитесь к курсам от трёх до пяти дней, потому что слабая теоретическая база не даст уверенности в своих силах и не научит урегулированию конфликтов на практике. Стоимость профессиональной переподготовки составляет в среднем от 40 000 рублей за 252 часа.

Как применить навыки медиатора в повседневной жизни

Профессия хороша тем, что применима и в личной практике. Полученные навыки помогут улучшить качество жизни не только клиентов, но и самого медиатора. Вы научитесь слушать и выявлять интересы другого человека, видеть суть конфликта – желания и боли собеседников, учится безоценочно общаться с людьми и самое главное – управлять ситуацией.

Управление конфликтом – одна из функций медиации. Столкновение интересов – не всегда плохо. У этого явления есть много позитивных функций, но к сожалению, неправильное поведение в конфликте, несет за собой негативные последствия: разрыв отношений, скандалы.

Если же человек вступает в противостояние и при этом обладает навыками управления конфликтной ситуацией, то в результате можно будет прийти к конструктивному решению вопроса и установлению единых правил. В этом случае конфликт играет позитивную роль – люди выяснили проблему и закрыли её.

В России есть реестр действующих медиаторов, и с каждым годом таких специалистов становится все больше. Их контакты можно найти на сайтах практически любых судов в разделе «Медиация». Я советую развиваться в этой профессии именно сейчас, пока она в стадии своего активного становления – создать себе репутацию, сделать имя, наладить сарафанное радио.

Источник: https://vc.ru/hr/162884-professiya-mediator-vozrast-ne-povod-otkazatsya-ot-raboty-mechty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.