Период судей

Судебная реформа Александра 2

Период судей

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, – эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году.

Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России.

В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова.

Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора.

Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей.

Если раньше судья  мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/sudebnaja-reforma-aleksandra-2-1864.html

Судьи Израилевы и их эпоха. Хронология в лицах

Период судей

Протодиакон Геннадий Малеев

Современному человеку доступны не только библейские тексты, но и толкования к ним. Последние десятилетия этот доступ облегчили и увеличили, но это не решило проблему различных взглядов на одни и те же места Священного Писания, а даже усугубило остроту полемики не только в вопросах интерпретации какого-то явления или библейского сюжета, но и в вопросах границ целых периодов.

Указанные вопросы интересуют и тех, кто занимается исследованием периода судей Израиля, которым посвящена отдельная книга в Библии.

Ее автором является святой пророк Самуил, о чем свидетельствуют: иудейское предание, древние христианские отцы и учители Церкви, а так же современные библеисты и археологи.

Допускают, что впоследствии текст этой книги мог быть отредактирован Ездрой. Это то, что можно назвать «общим» мнением о книге, но такого согласия нет в вопросе хронологии.

Существует несколько различных исторических традиций, каждая из которых сформировалась под влиянием последователей древних и современных археологических школ и направлений.

Поскольку в научной среде предоставляется право придерживаться различных аргументированных взглядов, то, пользуясь этим правом, историки-библеисты предлагают различные датировки библейских событий,  в результате чего каждый из них пользуется своей «хронологической шкалой».

Большинство современных исследователей этого периода на Западе предлагают выделить около двух веков для эпохи судей. Это мнение разделяли и некоторые исследователи исторических книг Ветхого Завета в России в связи с чем этот взгляд появился в учебных пособиях по одноименному предмету в духовных школах Русской Церкви.

Другие исследователи считают, что судей в Израиле было 12, в силу «священности» этого числа для евреев.

Объективность исследования побуждает рассмотреть необходимость создания своеобразного исторического «общего знаменателя», основанного на общеизвестных  событиях, даты которых могут приниматься разными исследовательскими школами с небольшими корректировками или даже  без таковых, для решения вопросов касающихся не только хронологического характера, но и в отношении лиц имеющих судейское достоинство в этот период.

Чтобы сообщить некоторую ясность вопросу хронологии эпохи судей следует очертить ее хотя бы с одной из сторон. Если учесть, что окончание периода является смежной границей с эпохой царей, а первым из них был Саул, то время помазания его на царство можно принять за «общий знаменатель» для различных исторических традиций и взглядов.

В большинстве источников предлагается 1030 год до Р.Х. принять как начало царствования первого еврейского царя, но допускаются и некоторые поправки в несколько десятков лет, хотя Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (т.XIV, с. 36., СПб. 1913) указывает в статье «Саул», что «Время его царствования трудно установить, так как в Библии нет на то ясных указаний».

Если обратить внимание, каким образом Ветхий Завет открывает нам историю судей, то заметно, что имена судей сменяются иногда именами иноплеменных царей, что является свидетельством наказания за религиозное непостоянство евреев в этот период. В тексте Священного Писания это представлено как целостное повествование, которое можно показать в таблице:

                                                                                                                                   По книге Судей:

                                                                                                                      Глава:                               Стих:

Служили Хусарсафему (Месопотамскому)8 лет38
I Гофониил40 лет311
Еглон (Моавитский)18 лет314
II Аод80 лет330
III Самегар-?-331
Иавин (Ханаанский)20 лет42
IV+V Девора и Варак40 лет531
Мадианитяне7 лет61
VI Гедеон40 лет828
Авимелех «царствовал»3 года922
VII Фола23 года102
VIII Иаир22 года103
Филистимляне и Аммонитяне18 лет108
IX Иеффай6 лет127
X Есевон7 лет129
XI Елон10 лет1211
XII Авдон8 лет1214
Филистимляне40 лет131
XIII Самсон20 лет1631
XIV Емегар-?-1631

Кроме этого повествуется в книге Судей и о трех периодах без указания их продолжительности (17,6; 18,1; 21,25), в которые еще не было царя и не было судьи и «каждый делал то, что казалось ему справедливым».

История судей имеет продолжение в I Книге Царств:

                                                                                                                                             Глава:                  Стих:

XV Илий40 лет418
XVI Самуилвсю жизнь715
XVII Иоиль(дети Самуила)XVIII Авия-?-81-2

При этом, если, не учитывая служения Самуила и его детей Иоиля и Авии, сложить предлагаемые Библией периоды правления судей и периоды угнетения иноплеменниками, то получится 450 лет.

Однако, если еще учесть и то, что в Библии не указывается время правления судей Самегара и Емегара, то придется признать, что этот период значительно больше двух столетий, а общее число судей – не 12.

Даже при общей уместности и пользе так называемой «библейской критики», у некоторых современных исследователей преобладает специфический подход, в силу которого подвергаются сомнению в исторической достоверности многие места книги Судей.

Это происходит и тогда, когда «недостаточно материала для последовательной исторической реконструкции». На что можно посмотреть с точки зрения общего контекста Библии, в котором на исторические книги Ветхого Завета проливают свой свет слова из исторической книги Нового Завета: «Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! Послушайте.

Бог народа сего… около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила…» (Деян. 13, 16-20).

Предложенный элементарный хронологический анализ библейского повествования о периоде судей позволяет нам с достаточной степенью уверенности говорить о его продолжительности, как сказано в Деяниях Апостольских, 450 лет судили другие судьи до пророка Самуила, который судил все дни жизни своей.

Все это является подтверждением того, что издревле содержит Святая Восточная Православная Церковь и в своем Писании и Предании и в богослужении.

Так в древних месяцесловах и в современном Патриаршем Календаре на 2015 год в начале индикта 1/14 сентября указывается память праведного Иисуса Навина и указывается век XVI, что совпадает с ранней границей эпохи судей. Это же время: 1556-1550 гг.

до Р.Х. указано как период деятельности святого Иисуса и в Житиях святых на 1 день церковного года.

Источник: https://minds.by/news/sudi-izrailevy-i-ih-epoha-hronologiya-v-litsah

Судей Израилевых книга

Период судей

СУ́ДЕЙ ИЗРА́ИЛЕВЫХ КНИ́ГА (שׁוֹפְטִים, шофти́м — `судьи`), вторая книга второго раздела (Пророков книги) Библии. Книга описывает период от смерти Иехошуа бин Нуна и до установления монархии в древнем Израиле; в центре исторических событий этого периода — племенные вожди, на которых «покоился дух Господень», так называемые судьи, откуда и происходит название книги.

Некоторые исследователи склонны видеть в Моисее первого, а в Иехошуа — второго судью. Однако этот взгляд противоречит прямому смыслу слов Библии: «И когда умер Иехошуа бин Нун… и когда весь народ оный отошел к отцам своим… восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его…» (ИбН. 2:8–10).

Судьи были не собственно судебной властью — хотя в качестве племенных вождей они, возможно, отправляли и судебные функции (Суд. 4:4; далее в данной статье отсылки без сокращенного обозначения названия книги Судей), — а военно-политическими лидерами своего колена или группы колен (см. Колена Израилевы), спасителями от врага и избавителями от чужеземного гнета.

Правление судей было временным и никогда не распространялось на все колена.

Завершение завоевания Ханаана (1:1–2:5). После смерти Иехошуа бин Нуна израильтяне продолжали завоевательную кампанию, в ходе которой они одержали многочисленные победы, однако ряд областей Ханаана оставался еще не завоеванным.

В то время как на начальной стадии завоевания израильтяне действовали как единая сила под руководством одного лидера — Иехошуа бин Нуна, завершающие операции осуществлялись отдельными коленами.

Повествование об этих кампаниях кончается списком городов, которые не были разрушены завоевателями и которые стали данниками израильтян.

Подобные списки городов представлены во второй половине книги Иехошуа бин Нуна, и средневековые еврейские комментаторы Библии, в частности Раши, были склонны считать, что настоящее место этих списков — первая глава книги Судей.

Среди современных исследователей распространено мнение, что 1–11 главы книги Иехошуа бин Нуна и первая глава книги Судей представляют собой параллельные рассказы об одних и тех же событиях, причем именно версия книги Судей более исторична, так как концепция объединенной израильской армии вряд ли совместима с племенной организацией израильтян в тот период и скорее отражает более поздние представления о стратегии завоевательных действий. Археологические раскопки свидетельствуют о значительных разрушениях на всей территории Ханаана в 13 в. до н. э. и о разрушениях меньшего масштаба в 12 и 11 вв. до н. э.; поселения, возникшие в этот период на руинах ханаанских городов, — типично израильские.

Большинство современных ученых придерживаются взгляда, согласно которому окончательную форму ядру книги Судей (2:6–16:31) придали девтерономические редакторы (Второзаконие).

Они объединили рассказы об отдельных судьях в единое повествование, сквозная тема которого — периодическое впадение израильтян в грех идолопоклонства, за чем следует Божье наказание, раскаяние израильтян и ниспослание Богом избранного вождя-избавителя, приносящего освобождение от угнетения, мир и благоденствие; через некоторое время после смерти судьи люди вновь впадают в идолопоклонство, и цикл повторяется вновь (3:7–9, 12, 14,15; 4:1–3; 6:1, 7). Эти принципы, прослеживаемые в книге Судей, сформулированы во введении к рассказам о деятельности отдельных судей (2:6–3:6). В книге, однако, совершенно отсутствует характерный для девтерономических редакций мотив — порицание местных алтарей Бога Израиля.

Начальная строка книги Судей: «По смерти Иехошуа…» (1:1) связывает повествование с предшествующей книгой Иехошуа бин Нуна, которая, в свою очередь, формально связана с предшествующим повествованием Пятикнижия аналогичной фразой: «По смерти Моисея…» (ИбН. 1:1).

Введение распадается на две части — историко-географический обзор завоеваний израильтян в Ханаане (первая глава) и историко-теологический обзор периода Иехошуа бин Нуна (2:1–7).

Тот факт, что израильтяне не завершили завоевание Ханаана, представлен редакторами книги Судей как прегрешение и как наказание Господне и испытание Израиля: поскольку Израиль не выдержал этого испытания, Бог предал его в руки врагов, вследствие чего израильтяне не могли завершить завоевание Земли обетованной.

В библеистике принято подразделять судей на так называемых значительных и так называемых малых. К первой группе относятся:

Отниэль (3:7–11), первый из судей, упоминаемых в книге. В молодости он участвовал в завоевательных операциях, захватив Двир. В книге Судей он выступает как борец с угнетателями, первый из серии харизматических вождей-избавителей.

Эхуд (3:12–30), герой из колена Биньямина, избавивший свое и другие колена от длительного моавитского ига (см. Моав). Убив моавитского царя Эглона (3:21), Эхуд протрубил в шофар (3:27), что, по-видимому, было условным знаком для захвата израильтянами бродов через реку Иордан и предотвратило дальнейшую угрозу со стороны моавитян.

Дебора и Барак (4–5). После смерти Эхуда северные колена Израиля были порабощены царем Хацора Явином и его военачальником Сисрой. Пророчица Дебора, бывшая в то время судьей (4:4), призвала Барака, сына Авино‘ама, из Кадеш-Нафтали и повелела ему собрать на горе Тавор 10 тыс. воинов из колен Нафтали и Звулуна.

Сисра вышел против израильтян с мощным войском, основную ударную силу которого составляли колесницы; однако израильтяне, по приказу пророчицы атаковавшие противника на болотистой равнине, где колесницы увязали в глине, нанесли врагу сокрушительное поражение.

В книге приводится победный гимн — Песнь Деборы, — который, по всей видимости, является одним из древнейших образцов стихотворного жанра в Библии. Могущество Явина было сломлено, и после нескольких сражений его царство окончательно пало.

Проблема, обсуждаемая исследователями, состоит в том, что царь Явин, по-видимому, тождествен Явину, упоминаемому в книге Иехошуа бин Нуна как глава коалиции ханаанских царей, разгромленной израильтянами под предводительством Иехошуа бин Нуна (11:1–9), и можно предположить, что оба рассказа — разные версии одного и того же события.

Гид‘он (6:11–8:32).

Ежегодные набеги мидианитов, которые, по объяснению пророка, были наказанием за то, что израильтяне забыли Бога, побудили народ выбрать судьей Гид‘она, который во главе отряда из 300 человек дерзкой ночной атакой на лагерь противника обратил врага в бегство и закрепил победу, уничтожив множество врагов во время длительного преследования отступавших мидианитов. В благодарность за избавление израильтяне предложили Гид‘ону стать царем, однако он отклонил предложение, сказав, что царская власть над Израилем принадлежит только Богу.

Авимелех (9), сын Гид‘она от шхемской наложницы, сговорившись с родственниками матери, убил своих братьев из дома Гид‘она и стал правителем области; оставшийся в живых младший брат Иотам предрек ему и жителям Шхема кару за это преступление. Авимелех правил лишь три года: жители Шхема восстали против него, и хотя ему удалось подавить восстание, он был смертельно ранен камнем в голову во время осады Тевеца.

Ифтах (10:17–12:7). Слава Ифтаха как воина достигла Гил‘ада, старейшины которого обратились к нему с просьбой возглавить жителей Гил‘ада в их войне с Аммоном. Ифтах принял предложение при условии, что он будет главой народа и в мирное время.

Перед тем, как выступить в поход, Ифтах дал обет в случае победы принести в жертву Богу того, кто выйдет из ворот дома его навстречу ему (11:31). Ифтах нанес поражение аммонитянам.

По возвращении домой ему навстречу вышла дочь, которую, во исполнение обета, он вынужден был принести в жертву.

Самсон (13–16), герой, образ которого обладает выраженными фольклорными чертами. Он не выступил на войну против врага как судья-избавитель и не повел за собой колена против угнетателей или вторгшихся чужеземцев, — он сражался сам, уничтожая врагов не оружием, а голыми руками.

Его борьба с филистимлянами была его личной войной, в которой он в конце концов погиб из-за коварства филистимлянки. Исследователи предполагают, что фигура Самсона в своей основе имеет мифическую природу и, как на то указывает его имя, связана с культом солнца.

Хронологически повествования о Самсоне скорее относятся ко времени, предшествовавшему времени Деборы: в рассказах о подвигах Самсона колено Дана все еще находится на юге, в то время как в песне Деборы оно уже двинулось на север. См.

также Самуил — судья, о котором рассказывают другие книги.

К так называемым малым судьям относятся:
Шамгар (3:31), который упоминается также в Песни Деборы как вождь, живший в период великого страха израильтян перед врагами (5:6). В книге Судей говорится, что Шамгар избавил Израиль от филистимлян, нанеся им сокрушительный удар.

Многочисленные дискуссии вызывает неизраильское имя этого судьи и факт, что серьезные столкновения израильтян с филистимлянами относятся к более позднему периоду.
Тола и Яир (10:1–5), судьи, действовавшие после смерти Авимелеха и до судейства Ифтаха.

Ивцан, Элон и Авдон (12:8–15), судьи, действовавшие после Ифтаха.

Переселение колена Дана на север (17–18) и война против колена Биньямина (19–21).

Эти рассказы не объединены с предшествующим повествованием связующим введением, и для них характерно частое повторение фразы «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17:6; 18:1; 19:1; 21:25).

Возможно, эти главы должны были показать, насколько опасна неупорядоченная племенная власть, которая может перейти в анархию, если ее не сменит царская власть.

Рассказ о переселении колена Дана на север включает упоминание об основании там святилища Бога Израиля. В эпоху царей это святилище превратилось в один из двух главных культовых центров Северного царства (см. Дан, Бет-Эль, Иоров‘ам I).

Причиной войны, о которой повествуется в главах 19–21 книги Судей, было преступление жителей Гив‘ы в уделе Биньямина, нарушивших социально-этические нормы Израиля.

Отказ старейшин колена выдать преступников привел к войне всех колен Израиля против колена Биньямина; война носила священный характер, поскольку ее причиной было нарушение заповедей одним из членов израильской амфиктионии (см.

Колена Израилевы). Датировка межплеменной войны вызывает дискуссии среди исследователей.

По мнению специалистов, период судей составлял около 200 лет — с 12 в. по 11 в. до н. э., а не 350 лет, как это следует из текста книги; исследователи склонны рассматривать это число как символическое (семь «юбилеев», то есть пятидесятилетий; см. Юбилейный год).

Книга Судей служит важнейшим источником сведений о периоде еврейской истории, относительно которого практически нет других данных. В повествование вкраплены древние литературные тексты, например, Песнь Деборы.

См. также Израиль. Эрец-Исраэль. Исторический очерк. Исход и религиозная революция Моисея.

Источник: https://eleven.co.il/bible/prophets/13968/

Кто в эпоху Судей был главной трагедией древнего Израиля?

Период судей

В эпоху вождейсудьями у израильтян традиционно были священники. Они вели происхождение от Аарона (Исх.30:30), приносили жертвы Богу (Лев.1:5-11) и решали любые затруднительные дела: “между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями” (Втор.17:8).

Однако в эпоху судей авторитет священников-судей резко падает, по-видимому, в связи с беспрецедентной нечестивостью последних. Ветхозаветное священство совершенно забывает и о едином Боге, и об истинном служении Ему.

Священники того времени начинают служит идолам. Они уже не ведут свою родословную от Аарона, но самочинно поставляются из любого колена Израилева: будь то колено Ефремово или Даново (Суд. 18:30).

И потому в глазах народа теряют право судить.

Поэтому Иегова принимает решение назначить на роль народных судей не священников, но простых израильтян из рода Авраамова. Не богоизбранные священники, но обычные люди становятся хранителями веры и национальными вождями.

Они, простые люди, продолжают дело Иисуса Навина и становятся спасителями богоизбранного народа, помазанниками Божиими. Судьи начальствуют над народом во времена его упадка. Судьи доносят до сознания народа два важнейших ветхозаветных тезиса: 1) грех рождает наказание (Исх. 34:7; Лев.

26:18; Чис. 14:34); 2) покаяние рождает прощение (Исх. 34:9; Чис. 14:19).

Типичный ветхозаветный судья не имеет ни определенного социального статуса, ни половой принадлежности. Это обычный израильтянин.

Он может быть пророком, какДевора; полководцем, как Варак; разбойником, как Иеффай; назореем, как Самсон. Главное, что объединяет всех израильских судей, – это верность Иегове в попечении о стаде Израилеве.

Ветхозаветный судья судит не по собственному произволению и даже не по писаному Закону, но по слову Божию.

Подобное политическое устройство во всех учебниках истории именуется теократиейбоговластием.

Теократия еврейского государства эпохи судей сильно отличалась от других теократических форм правления позднейшего времени (византийской симфонии властей, цезаропапистского Ватикана, кальвинистской Женевы).

 Иудеи претендовали на прямое, буквальное понимание слова теократия. Они хотели видеть своим верховным правителем не кого-нибудь, но Самого Иегову; подчиняться – Иегове, а не определенному сословию жрецов.

Величайшей трагедией еврейского народа при таком подходе к государству было то, что ни один судья-мужчина не мог понести данное ему бремя;ни один не мог стать достойным делегатом единого Бога и воистину примерным вождем.

Практически все судьи были одержимы грубыми страстями и, тем самым, обозначали страшные язвы на теле Израиля. Подобно литому плотяному зеркалу, они (судьи) отражали многочисленные грехи и немощи израильтян.

Возьмем первую четверку из пятнадцати судей Израилевых (Гофониила, Аода, Самегара и Девору) и посмотрим на их духовно-нравственный облик. Что они за люди?

Первым поставленный Богом судьей Израиля становится судья Гофониил. С Гофониила начинается судейская летопись, Гофониилом открывается древнееврейская теократия.

Этот судья – «недостающее звено», соединяющее патриархальный Израиль Иисуса Навина с патриархально-теократическим Израилем древних судей (Гофониил получил в награду за победу над Кириаф-Сефером дочь Халева, Ахсу).

Тиссо Джеймс. Иисус Навин уничтожает гигантов. Изображение взято на сервисе “Яндекс.Картинки”.

Гофониил был, как сейчас говорят, «харизматичным» лидером.

Он принадлежал к клану, тесно связанному с коленом Иуды и олицетворял собой идеального судью.

Его имя (или прозвище) עָתְנִיאֵל בֶּן קְנַז‎ (Отниэль бен Кназ) – «Лев божий», говорило об исключительных духовно-моральных качествах своего носителя и предопределяло ему царский венец.

Книга Судей делает акцент на практическом, изворотливом уме Гофонииила. Из Писания мы узнаем, что он надоумил жену, Ахсу, просить у Иисуса Навина участок земли (Суд.1:14). Поступок Ахсы легко укладывается в рамки ветхозаветной праведности, ибо добродетельной жене благопристойно думать о приобретении полей  (Прит. 31:16).  

В Гофонииле же этот поступок обличает не столько лукавство, сколько сребролюбие. Ибо первый судья Израильский уже получил от Халева участок трофейной земли, положенный ему в качестве надела. Книга судей именует эту землю «землей полуденной» (Суд. 1:15).

 Но Гофониилу этого показалось мало. Он захотел эту землю вместе с источниками верхними и нижними. Сейчас трудно установить, сколько земли пожелал Гофониил.

Совершенно очевидно только одно – то, что «лев Божий» захотел «живой крови», склонил ум и сердце к стяжанию земных благ.

Вторым судьей Израиля стал Аод. Его имя אֵהוּד בֶּן‑גֵּרָא‎ (Эхуд бен Гера) означает значит «сильный, крепкий». Такое имя вполне соответствует статусу машиаха и харизматического лидера. Именно сильный и крепкий вождь должен спасать Израиль от врагов и давать стране благоденствие.

Однако происхождение Аода – из колена Вениаминова – заставляет сомневаться в благочестии и моральном духе этого человека. Колено Вениаминово в Книге Судей получало только отрицательные отзывы.

Вениамин прогневал Бога не только историей с наложницей левита, но и другими художествами. Во-первых, тем, что не изгнал из Иерусалима иевусеев (Суд.1:21). Во-вторых, тем, что служил Ваалу (Суд. 10:10).

Сомнения в духовно-нравственном облике Аода вызывает также его леворукость. В патриархальные времена благословляли только правой рукой. Пример такого различения правого и левого подал патриарх Иаков, благословив правой рукой Ефрема, младшего брата Манассии.

 Аод же был левшой. Он владел левой рукой лучше, чем иные владеют правой. Это наследственная особенность колена Вениаминова. В сражении у Гивы вениаминитяне выставили отборный отряд пращников численностью в 700 человек.

Все они без промаха бросали камни левой рукой.

Аод, сын Геры. Рисунки их Средневековья. Изображение взято на сервисе “Яндекс.Картинки”.

Аоду эта наследственная особенность Вениамина помогла при расправе с Еглоном.

На тайной аудиенции у Еглона Аод вынул левой рукой меч и нанес моавитскому царю в чрево смертельную рану.

Удар был настолько силен, что «вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо Аод не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части» (Суд. 3:22).

Удар Аода говорит не только о его силе, но и о его холодной расчетливости. Аод скрыл орудие преступления в теле жертвы. Когда слуги вошли в горницу, они не поняли, почему их господин мертвым лежит на полу. Это позволило Аоду скрыться.

Затем на горе Ефремовой он вострубил трубой, собрал вокруг себя волонтеров и перебил 10.000 моавитян.

 Все это создает образ человека сильного телом и духом, умного, решительного, предприимчивого, хладнокровного, но в то же время хитрого, вероломного, беспринципного и жестокого.

Третьим судьей Израиля стал Самегар, сын Анафов. Он прославился тем, что шестьсот человек филистимлян побил воловьим рожном (Суд.3:31). Самегар также спас Израиля, предвосхитив подвиги Самсона. Книга Судей называет Самегара машиахом.

Он тоже является харизматичным лидеров. Однако этот герой, скорее всего, не был израильтянином, ибо «Самегар» далеко не еврейское имя, а «Анаф» – явно языческое. Хананеи почитали Анаф как богиню войны. Она была сестрой и женой Ваала.

Четвертым судьей Израиля становитсяженщина, Девора, жена Лапидофова. Священное Писание говорит, что она жила под пальмой, носившей ее имя, на горе Ефремовой, между Рамою и Вефилем. Сыны Израилевы приходили к Деворе на суд.

Девора была ветхозаветной пророчицей, знала судьбы Божии о Его народе. Она избавила израильтян от гнета Иавина, царя Хананского и сложила оригинальную песнь отмщения (Суд. 5:2-31), которая стала образцом древнееврейской поэзии.

Девора – единственная женщина, в списке пятнадцати судей Израилевых.

Тем не менее, именно она, физически слабая женщина, оказывается самым достойным делегатом Иеговы в период ранней теократии (как бы парадоксально это ни звучало).

Ветхозаветную пророчицу выделяет среди других судей не столько необычный социальный статус пророчицы, сколько любовь к сынам Божиим и ненависть к врагам Иеговы.

О любви Деворы к ближним (истинным израильтянам) говорит место, на котором она вершила суд. Девора судила под деревом, где евреи имели обычай совершать погребения дорогих им людей (1 Цар. 31:13 , 4 Цар. 21:18). Так произошло с кормилицей Ревекки, погребенной под дубом близ Вефиля (впоследствии этот дуб был назван дубом плача).

Девора судила под пальмой. Вполне возможно, что эта пальма тоже была для пророчицы пальмой плача и, сидя под деревом, Девора выражала глубокую скорбь по погребенному под пальмой человеку.

Этим человеком, возможно, был муж Деворы – Лапидоф. Подобно факелу, светил он ей из шеола и помогал разрешать трудные вопросы (“Лапидоф” или “Лаппидот” в переводе с еврейского – это «факелы»).

Возможно, здесь Девора поступала, подобно блаженной Ксений Петербуржской…

Девора пророчица. Изображение взято на сервисе “Яндекс.Картинки”.

О ненависти пророчицы к врагам Иеговы свидетельствует имя четвертого еврейского пророка. Девора в переводе означает «пчела».

В Священном Писании, в частности, у пророка Моисея, пчелы воплощают идею жестокого мщения, безжалостного преследования врагов (Вт. 1:44). Царь Давид в Псалтири видит пчел сходным образом. Выражение «окружили меня, как пчелы (сот)» (Пс.

117:12) обнаруживает ярость, с которой пчелы нападают на намеченного ими человека. Девора была столь же безжалостна к нечестивым хананеям и их полководцу Сисаре, как бывают безжалостны пчелы.

Твердость, холод, смерть сквозит в словах пророчицы, когда говорит она Вараку знаменательные слова: «Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои» (Суд. 4:14).

Величайшая трагедия еврейского народа во времена Судей заключается в том, что эпоха патриархата морально и физическиуходит в небытие, а на смену этой эпохе приходит эпоха матриархата.

Во времена Деворы мужчины мельчают, проникаются страхом, робостью и маловерием. Они уподобляются полководцу Вараку, который боялся идти на войну без Деворы; боялся ходить прямыми путями и ходил путями окольными.

Варак – образ трусости еврейского народа пред лицом врагов.

Зато женщины: Девора, Иаиль и другие – превращаются в национальных героев; исполняются духом силы и мужества, становятся «львами Божиими». Они ходят прямыми путями, они получают благословение. Им принадлежит честь и хвала. Их воспевают в хвалебных песнях сыны Израилевы.

Такова пророчица Девора; такова и Иаиль, коварно погубившая полководца Сисару. Даже мудрость, исконно бывшая атрибутом мужского пола, отходит во времена Деворы к женщинам.

Поскольку подвигами пророчицы Деворы, как говорит царь Соломон, вдохновляются “и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена” (Прит 6:8).

Так что не будем забывать богоустановленность патриархального уклада семьи, согласно которому не муж создается из ребра жены, но жена создается из ребра мужа (Быт.2:22).

Или же слова святого апостола Павла, у которого “жене глава – муж” (1Коринф.11:3).

Ибо если думать иначе, все смешается в доме Облонских и произойдет путаница, как в стихотворении Корнея Чуковского: котята захрюкают, утята заквакают, курочки закрякают и т. п. Оставайтесь самими собой, берегите себя.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/hristoforplus/kto-v-epohu-sudei-byl-glavnoi-tragediei-drevnego-izrailia-5f02cab484a801506ee3ebb5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.