Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности

Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности. Основные методы и направления регулирования, использо

Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет    Экономический

Кафедра       Агробизнеса

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

РЕФЕРАТ

Студентка                         Е.Д.Морозова

Руководитель                   Н.А.Николаенко

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                      3

1 Роль государства в экономическом регулировании предпринимательской деятельности                                                                                                                            4

2 Основные направления и методы регулирования предпринимательской деятельности                                                                                                                            9

Заключение                                                                                                                12

Список литературы                                                                                                   13

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночной экономики в России, активизация предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования.

Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Ведутся дискуссии о степени влияния регулирующего воздействия государства на рыночный механизм.

Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.

Во многих странах с рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, осуществляет активную налоговую, бюджетную политику, решает проблемы социального характера, вовлекая эти процессы в предпринимательскую среду.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает наличие регулируемого воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей.

Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации.

В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно − правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.

1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С первых дней существования института государства оно занимается экономической деятельностью, вмешиваясь в действия субъектов хозяйственной деятельности, что обеспечивает устойчивость политической власти. Однако степень вмешательства государства в разные периоды времени сильно различалась.

Государство выступает орудием политической власти экономически господствующего класса.

От степени влияния этого класса, его экономической силы зависит и степень вмешательства государства в хозяйственную деятельность: слабый в экономическом плане господствующий класс вынужден прибегать к силе и мощи государства для удержания своего господства, а сильный уже не нуждается в его явной помощи [1].

Классическая эволюция деятельности государства в области регулирования предпринимательской деятельности − от широкого вмешательства до роли арбитра в разрешении противоречий между предпринимателями и обществом.

В экономиках разных стран и в разные исторические периоды всегда существовали проблемы, решение которых требовало применения не исключительно рыночных методов, а их сочетания с государственным вмешательством в разных формах. Ни одну рыночную систему нельзя охарактеризовать как чисто рыночную, во времена рыночное регулирование дополнялось государственным.

Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными.

Даже полностью государственная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах весьма значительным [3].

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.

Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [8].

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

1) разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

2) повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

3) ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;

4) создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

5) обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

6) сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

7) содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

8) обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

9) поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

1) осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

2) повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

3) поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

4) укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

5) пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

6) использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования.

Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики, основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию [4].

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства.

Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции).

С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей [5].

Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки.

Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, − предоставление субъектам предпринимательства кредитов.

Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств.

Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений.

Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.

Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования [2].

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса.

Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий.

В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости [9].

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Одна из важнейших функций государственного регулирования − разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. К этим принципам относятся:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_102/rol-gosudarstva-v-jekonomicheskom-regulirovanii/54726.1326912.page1.html

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности

Определение 1

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это действия государства по формированию нормативно-правовой базы осуществления бизнеса.

Определение 2

Предпринимательство – это самостоятельная и инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли от производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемая под свою ответственность и сопряженная с риском.

Конечная цель каждого предпринимателя состоит в получении максимальной прибыли при минимуме затрат. То есть экономический субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в своих интересах должен исходить только из рыночных принципов.

Экономический субъект в условиях рынка не учитывает социальный аспект своих решений. В связи с этим в условиях рынка в отношении предпринимательской деятельности возрастает роль государства, которое призвано минимизировать отрицательные рыночные эффекты.

По этим причинам государство обязательно исполняет роль регулятора предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства направлено на решение следующих задач:

  1. обеспечение охраны окружающей среды, которой неконтролируемые действия предпринимателей могут нанести существенный урон;
  2. обеспечение сбалансированности экономического цикла, стремление к максимальному сглаживанию пиковых форм – спадов и подъемов;
  3. обеспечение занятости населения на нормальном уровне;
  4. обеспечение защиты здоровья и жизни населения;
  5. противодействие монополизации рынка и поддержка конкурентной среды предпринимательства;
  6. развитие обеспечения государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства;
  7. обеспечение специальных мер защиты прав представителей бизнеса и прочее.

Указанные задачи позволяют сделать вывод о необходимости государственного регулирования предпринимательства не только для государства, но и для самих представителей бизнеса.

Виды государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать по ряду признаков:

В соответствии со степенью воздействия государства на общественные отношения. По этому критерию выделяют три вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, максимальный, когда государство используют все доступные ему средства воздействия на предпринимательскую деятельность;
  • во-вторых, средний, когда государство старается регулировать предпринимательскую деятельность, но не злоупотреблять этим;
  • в-третьих, минимальный, когда государство стремится максимально отстраниться от регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с методами. Согласно этому критерию выделяют два вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, прямое регулирование, суть которого сводится к применению конкретных методов воздействия по отношению к отдельным представителям рынка (к примеру, наложение штрафов при нарушении законодательства в сфере предпринимательства);
  • во-вторых, косвенное, суть которого состоит в применении методов регулирования, распространяющихся на всех субъектов предпринимательства (к примеру, формирование правовой базы осуществления бизнеса).

В соответствии с территориальным критерием государственное регулирование предпринимательства делится на три вида:

  • во-первых, федерального уровня;
  • во-вторых, регионального уровня;
  • в-третьих, местного уровня.

Направления и методы государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется по ряду направлений, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, осуществления антимонопольного регулирования предпринимательства;
  • во-вторых, применение методов и форм государственного нормирования и планирования;
  • в-третьих, системы государственного регулирования цен;
  • в-четвертых, осуществление государственного контроля за предпринимательством;
  • в-пятых, регулирование системы экономических международных отношений.

Государство применяют для регулирования предпринимательской деятельности определенные методы. Эти методы можно разделить на две основные группы:

  • во-первых, прямые административные методы, к числу которых относят систему государственного заказа, определение целей стратегического развития экономики, отражение этих целей в государственных планах, осуществление государственной регистрации предпринимателей и так далее;
  • во-вторых, косвенные методы, к числу которых относят систему налогов и налоговых льгот, льготное кредитование, плату за ресурсы и так далее.

Важнейшим элементом государственного регулирования предпринимательства выступает и государственный контроль, воплощающий в себе одно из средств государственного регулирования экономической деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством применения различных средств регулирования, к числу которых относятся следующие:

  • правовые, то есть те, которые воплощены в системе юридических норм, нормативно-правовых актах, правоотношениях, правосознании, актах реализации права и прочем;
  • неправовые, включающие в себя экономические, политические, организационно-технические средства. Причем следует отметить, что последние два вида средств существует только внутри правового регулирования, в то время как экономические средства могут находиться за его пределами. Разновидностью экономических средств являются меры регулирования денежного обращения, эмиссия государственных ценных бумаг, субсидии и прочее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoy_deyatelnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.