Российское авторское право

Авторские отчисления в РАО и ВОИС

Российское авторское право

Музыкальные произведения с текстом и без текста охраняются авторским правом, и в соответствии с законом их авторы имеют право получать вознаграждение за каждое использование своих произведений. Публичное исполнение музыкальных произведений является одним из способов использования интеллектуальной собственности.

На публичное исполнение необходима специальная лицензия, разрешающая использовать произведение таким образом.

Если в кафе, ресторане, холле гостиницы, торговом зале супермаркета, фитнес-клубе или салоне красоты звучит музыка, то это – публичное исполнение, и авторам, дающим разрешение на использование своих произведений, положено вознаграждение.

Каким образом развивать свой бизнес в рамках закона, как платить вознаграждение авторам и как отчитываться за то, какие произведения прозвучали, расскажем в нашей статье.

В чем разница между рао и воис

В России существует две организации, аккредитованные государством, которые осуществляют коллективное управление авторскими и смежными правами – РАО и ВОИС. РАО – это «Российское Авторское Общество».

ВОИС – Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (не путайте ее с другой ВОИС – Всемирной организацией интеллектуальной собственности, занимающейся администрированием вопросов, связанных с интеллектуальными правами, на международном уровне).

Работа обеих организаций регламентирована статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что они «вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе». Поэтому когда представители РАО и ВОИС приходят с проверкой в то или иное общественное заведение, они действуют строго в рамках своих полномочий. Также и авторские отчисления РАО и ВОИС получают от пользователей, распределяют и выплачивают правообладателям, действуя по закону.

Важно понимать, что для проигрывания музыки в заведении нужно заключить договоры с обеими организациями, потому что РАО управляет правами авторов, а ВОИС – исполнителей и изготовителей фонограмм. На официальных сайтах обеих организаций есть реестры произведений и фонограмм, правами на которые управляют ОКУП.

Что такое фонограмма

Статья 1304 ГК РФ определяет фонограмму следующим образом: «любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение». Любая музыка, которую мы слушаем в записи, является фонограммой, вне зависимости от того, что мы используем, чтобы ее послушать – ресурсы в интернете, диски, радио.

Фонограмма – объект смежных прав, а следовательно, подлежит охране. «Автором» фонограммы является ее изготовитель. И для возникновения прав на этот объект интеллектуальной собственности не требуется соблюдения каких-либо формальностей – то есть право на фонограмму регистрировать не надо.

Использование объектов смежных прав без выплаты вознаграждения правообладателю допустимо только в некоторых случаях, к которым публичное исполнение записи в публичных местах не относится.

Что понимается под публичным исполнением фонограмм

Публичное исполнение фонограммы четко определено в российском законодательстве, как «любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением» (статья 1324).

Поэтому проигрывание музыки в магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах, кафе, ресторанах и барах, развлекательных комплексах, парках, клубах, зрелищных и спортивных мероприятиях и др. является публичным исполнением фонограмм.

Нужно ли разрешение на публичное исполнение фонограмм

Два основных принципа исключительного права заключаются в том, что объект интеллектуальной собственности может использоваться только с разрешения правообладателя (автора) и только при условии выплаты ему вознаграждения. При этом закон предусматривает ряд исключений, когда не один из этих принципов или оба не действуют.

Один из таких случаев – когда фонограмма была опубликована в коммерческих целях. Такие фонограммы можно использовать, не спрашивая разрешения правообладателей – авторов музыки и текста, исполнителей и изготовителей записей. Но при соблюдении двух условий:

  • выплаты им вознаграждения;
  • предоставления отчетов об использовании фонограмм организациям по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию, потому что сбор с пользователей вознаграждения в пользу правообладателей возложен на эти организации.

Как рассчитывается размер вознаграждения

На официальных сайтах РАО и ВОИС размещены Положения о ставках, в соответствии с которыми рассчитывается вознаграждение правообладателей.

Ставки организаций зависят:

  • от того, в каком заведении и в каких условиях проигрывается произведение (в ходе массовых мероприятий, в кафе и ресторанах, отелях, в парках, клубах, музеях, торговых точках, спортивных учреждениях, на транспорте, в кинотеатрах, в театральных постановках и т.п.);
  • числа жителей в городе, в котором находится заведение или проходит мероприятие («региональный коэффициент»);
  • числа объектов одного типа, принадлежащих одному владельцу («сетевой коэффициент»);
  • площади заведений.

Кроме того, ставки РАО и ВОИС рассчитываются по-разному для заведений и мероприятий с платным и бесплатным входом, а также зависят от некоторых других условий их работы и проведения.

Как правообладатели узнают о незаконном использовании их фонограмм

РАО и ВОИС являются аккредитованными государством организациями, т.е. сбор, распределение и выплата вознаграждения со всех пользователей являются их прямой обязанностью.

РАО и ВОИС на регулярной основе направляют в общественные заведения своих представителей для проведения переговоров – разъяснений норм законодательства об авторских и смежных правах и заключения договоров.

В случае отказа пользователя от заключения договора представители РАО и ВОИС вправе осуществить видеофиксацию публичного исполнения музыкальных записей, которые затем идентифицируются с помощью фонографических и музыковедческих экспертиз.

Экспертиза с подписью специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского и смежных прав в суде.

Перед тем, как обратиться в суд, организации направляют ответчику письмо с требованием выплатить компенсации за использование музыки правообладателям и заключить соответствующие договора. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО и ВОИС вправе подать иск в суд.

Что будет, если использовать фонограмму без договора

Хотим обратить ваше внимание вот на что. Проиграв одну-единственную композицию, вы нарушите права сразу трех лиц – автора, исполнителя и изготовителя фонограммы. Это значит, что нарушены будут права как исполнителя и изготовителя фонограммы, так и авторов музыкального произведения.

А минимальный размер компенсации, предусмотренной законодательством РФ за нарушение авторского права, составляет 10 000 рублей. Максимальный размер компенсации составляет 5 миллионов рублей.

Помимо финансовых убытков нелегальное использование музыкального контента может грозить и другими неприятностями:

  • конфискацией оборудования, с помощью которого осуществлялось незаконное воспроизведение музыки;
  • ликвидацией юридического лица или прекращением индивидуального предпринимателя, если было зафиксировано неоднократное нарушение закона.

Если организации подают на нарушителя в суд, придется оплатить не только отчисления в РАО и ВОИС для правообладателей, но и все судебные издержки, а также потратить свое время на участие в процессуальных действиях.

Судебная практика

В настоящее время российская судебная практика в целом складывается не в пользу нарушителей. В большинстве случаев суд встает на сторону правообладателей и организаций, их представляющих, и решает дело в их пользу. Вот только несколько примеров, когда владельцам бизнеса приходилось выплачивать весьма существенные штрафы за незаконное воспроизведение музыки:

  • с ООО «Мята» взыскано 240 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в ресторане Funduk (Екатеринбург);
  • С ООО «КД Сервис» взыскано 228 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение двух фонограмм с помощью технических средств в баре «Контакт бар» по иску, поданному правообладателем авторских и смежных прав, ООО «РДС Рекордс» (г.Санкт-Петербург);
  • ООО «Агат» выплатило 200 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в кафе Pronto (Москва) по иску, поданному РАО;
  • ООО «Ресторатор» выплатило 182 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в кафе Look (Москва) по иску, поданному Всероссийской организацией интеллектуальной собственности;
  • ИП Иващенко Е.Г. выплатила 100 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в магазине «Приколись» (Ростов-на-Дону) по иску, поданному РАО.

И это только несколько примеров из обширной судебной практики с участием организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

Возможно ли использовать фонограммы без заключения договора с ВОИС

Да, такая возможность у бизнеса есть. Вопрос в другом, насколько это будет эффективно с точки зрения маркетинга и финансовых затрат.

Если вы хотите качественное музыкальное оформление, которое будет отвечать вашим запросам и вкусам вашей целевой аудитории, вы не сможете обойтись теми композициями, которые предлагают артисты не с мировой известностью или библиотеки музыки, распространяемой по открытой лицензии, в силу ряда причин:

  • очень разное качество звука, выровнять звучание и подготовить гармоничные плейлисты с использование таких композиций практически невозможно;
  • небольшой ассортимент в плане жанров и направлений;
  • неудовлетворительное качество самих композиций.

Но можно выбрать другой вариант, который не исключает РАО и ВОИС полностью из схемы организации музыкального оформления, но упрощает взаимодействие с ними для бизнеса.

Мы говорим о заключении договора с компаниями, профессионально занимающимися проектированием фоновой музыки для общественных заведений.

FONMIX организует музыкальное оформление бизнеса по всей России и не только; мы работаем с любыми компаниями, создаем плейлисты и не только для гостиничной, развлекательной и бьюти-индустрий, ритейла, деловых и офисных пространств, работаем на крупных мероприятиях любой направленности.

Все необходимые договоры с правообладателями и организациями по коллективному управлению правами заключаем мы сами, а наше программное обеспечение имеет функцию автоматической генерации отчетности, которая передается в РАО и ВОИС и на основании которой они рассчитывают вознаграждения.

Пользуясь сервисом FONMIX, вы получаете доступ – вдумайтесь только – к 11 миллионам композиций популярной музыки и к самостоятельному составлению плейлистов! Без необходимости заключать миллион договоров с правообладателями и организациями по управлению авторскими и смежными правами и ежедневно записывать треки, которые звучат в вашем кафе или салоне, для формирования отчетов.

Источник: https://fonmix.ru/ru/avtorskie-otchislenija-v-rao-i-vois

Пять вопросов об авторском праве, в которых важно разобраться — Промо на vc.ru

Российское авторское право

Кому принадлежат права — работодателю или сотруднику, как подтвердить авторство и зачем нужен знак ©.

Материал подготовлен при поддержке n'RIS

Наброски Ф. М. Достоевского к роману «Бесы» Российская государственная библиотека

Авторское право распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме. Например, в виде текста, аудиозаписи или изображения. Назначение и качество исполнения значения не имеют.

Изначально права на произведение возникают у физического лица — автора произведения. Имущественные и неимущественные права на него он автоматически получает в момент создания, даже если не обнародовал своё творение.

Основные тонкости авторского права прояснила Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент».

Если сотрудник создал произведение в рамках своих трудовых обязанностей, то имущественные права на него принадлежат работодателю. Это типичная история, скажем, для контент-менеджера. Подготовка текстов для SEO сайта — его непосредственная обязанность, и имущественные права на них менеджер не сохраняет.

Если создание произведения выходит за рамки трудовых обязанностей, оно не является служебным, и права на него принадлежат работнику. То же относится к произведениям, созданным по служебному заданию, но не в пределах трудовых обязанностей.

К примеру, программист разработал страницу для сайта компании и самостоятельно написал продающие тексты к ней. Поскольку создание текстов не входит в должностные обязанности программиста, права на тексты принадлежат ему.

При сотрудничестве с фрилансерами распределение прав зависит от условий договора. Поэтому для обеих сторон важно заранее определить свою позицию по этому вопросу и зафиксировать в документе.

Изначально автору принадлежат все права на произведение — имущественные и неимущественные. А именно:

  • Исключительное имущественное право на произведение.
  • Право авторства.
  • Право автора на имя.
  • Право на неприкосновенность произведения.
  • Право на обнародование произведения.

При этом исключительное имущественное право может быть предметом дальнейшего распоряжения. А право авторства и другие личные неимущественные права неотчуждаемы.

Разберём на примере. Сотрудник консалтинговой компании подготовил аналитическую статью, это входит в его трудовые обязанности. Работодатель в тот же день разместил её на сайте. Права в таком случае распределяются следующим образом.

Работодатель начал использование статьи до истечения трёх лет с того момента, как получил её в своё распоряжение. Следовательно, нет оснований для возврата прав сотруднику. Однако автор имеет право на вознаграждение в соответствии с трудовым договором.

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Сотрудник имеет право запретить внесение каких-либо правок в текст, если они противоречат авторскому замыслу.

Компания реализовала это право, опубликовав статью на сайте.

По закону для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение других формальностей. Но на практике авторам иногда приходится доказывать авторство, в том числе в суде.

Есть несколько способов, как получить доказательства авторства. Например, издать произведение малым тиражом, хотя бы в одном экземпляре, или отправить его самому себе по почте. Правда, эти методы подходят далеко не для всех видов произведений, а доказательства со временем можно потерять или испортить.

Более надёжный и универсальный способ — депонирование. Это инструмент фиксации своих авторских прав в базе данных. Онлайн-сервис «Депонирование», входящий в экосистему n’RIS, работает на технологии блокчейна. Пользователи вносят данные об авторстве через распределённый реестр, после чего исправить информацию невозможно.

Исходные экземпляры произведений хранятся в специальной защищённой ячейке. Размещение на сервисе n’RIS позволяет выкладывать свои работы на внутренней B2B-витрине, а также получить прямой доступ к ведущим мировым B2C-витринам без участия организаций-посредников

n’RIS – международная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащая актуальные сведения об авторах и правообладателях.

Используя технологию блокчейна, инфраструктура n’RIS предоставляет правообладателям инструменты для защиты идеи и подтверждения авторства, механизмы для правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности в интернете, а также служит площадкой для заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями.

Знак охраны авторского права сообщает третьим лицам, что правообладатель владеет исключительными правами на произведение, и его незаконное использование повлечёт за собой ответственность.

При этом отсутствие знака копирайта не даёт права использовать произведения без согласия правообладателя. Автор может указывать не только знак ©, но и другие знаки, позволяющие идентифицировать его как правообладателя произведения. Например, название сайта в углу фотографии или в подписи к статье.

Любая переработка произведения считается его использованием и возможна только с разрешения правообладателя. Исключительное имущественное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иногда бывает, что люди ненамеренно нарушают чьи-то авторские права. Такое может произойти, например, с музыкантом: он уверен, что сам сочинил композицию, хотя на самом деле когда-то раньше услышал мелодию и неосознанно её воспроизвёл.

Для проверки произведений на уникальность можно использовать «умный» сервис, который скоро появится в n’RIS, а сейчас находится на стадии финального тестирования. Он сравнивает аудио, видео, изображения и тексты с материалами, размещёнными в обширной базе данных.

Источник: https://vc.ru/promo/69902-avtorskoe-pravo

РАО-российское авторское общество: полномочия и правовой статус

Российское авторское право

Что такое РАО? Какой правовой статус российского авторского общества, какими полномочиями оно обладает? Чьи интересы отстаивает РАО, какие функции выполняет? Какую позицию занимает РАО в вопросах отстаивания интересов авторов? Российское авторское общество и патентные права. 

До 2018 года РАО предлагало свои услуги по депонированию произведений, сейчас оно предало данные полномочия своим партнерам.

Владимир Кривцов 2018-12-29T00:53:40+00:00

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

консультация

Очень тяжело быть одновременно и гениальным творцом, и эффективно отстаивать свои интересы.

Права на известное произведение могут приносить немалую прибыль, а значит становятся лакомой целью для нарушителей.

Для коллективного управления авторскими правами создаются и действуют общественные организации. Одной из самых известных организаций, в данной сфере, является РАО (Российское авторское общество).

Будучи одновременно и самой крупной структурой, которая имеет государственную аккредитацию, и правопреемником аналогичных организаций, РАО имеет противоречивую репутацию, а его руководители даже фигурировали в делах о мошенничестве. Мы постараемся разобраться что такое РАО, опираясь на закон, факты и полномочия.

РАО: история, статус

Россия, в ходе своей истории, подарила миру большое количество известных авторов.

Наряду с творчеством, авторы нуждались в защите своих прав и материальных интересов, что вылилось в создание первой общественной организации по коллективному управлению правами авторов в Российской Империи – «Общество русских драматических писателей».

На протяжении 19-20 века авторское общество менялось, происходило объединение схожих по целям организаций, развивались, продолжали вести свою деятельность. Современное Российское авторское общество – правопреемник таких организаций.

РАО – это всероссийская некоммерческая общественная организация, которая создана для управления имущественными правами авторов на коллективной основе.

В 2008 году, сообщество получило государственную аккредитацию на 5 лет, которая впоследствии была продлена до 2023 года.

Согласно данной аккредитации, авторское общество может осуществлять и отстаивать интересы композиторов, авторов аудиовизуальных, музыкальных и драматических произведений.

Фактически, РАО представляет собой самое крупное российское общество авторских прав и коллективного управления, серьезную монополию, которая имеет государственную поддержку.

И хотя организация подвергается критике по особенно резонансным делам, в связи с непониманием общественности и правообладателями принципов работы и принятия решений, хотя в офисах организации проводился обыск и изъятие материалов сотрудниками полиции и следствия, количество договоров о сотрудничестве с авторами превысило отметку в 26 000.

Российское авторское общество: полномочия, задачи и функции 

Напомним: 

Коллективное управление АП – это передача определенных прав от автора в специальную организацию. Посоглашению с автором, такая организация может заключать лицензионные договоры, подавать судебные иски и отстаивать интересы правообладателя. 

Своими задачами определяет: 

  • Управление имущественными авторскими правами, когда их индивидуальное управление затруднительно. 
  • Содействие в вопросе управления правами, их передаче, заключении договоров на использование произведений. 
  • Отстаивание интересов в государственных организациях и за рубежом. 

Не смотря на широкий спектр деятельности и предлагаемых услуг, РАО опирается преимущественно на композиторов и творцов музыкальной сферы. РАО предлагает заключить с обществом договоры о коллективном управлении правами, зарегистрировать свое произведение для распределения вознаграждения и депонировать произведение у компаний партнеров.  

С другой стороны, РАО заключает «лицензионные» договоры, ведет мониторинг несанкционированного использования объектов АП, отстаивает позиции авторов в суде, распределяет полученное вознаграждение и компенсации.  

! 

В силу наличия аккредитации, РАО имеет право представлять интересы всех композиторов, авторов музыкальных, муз. драматических и аудиовизуальных произведений без заключения соответствующего договора.

На практике это значит, что такое российское общество защиты авторских прав может полностью самостоятельно выявить нарушителя, подать в суд, получить деньги с нарушителя и, удержав от них часть, передать правообладателю без единого подписанного соглашения. 

 «Кривцов и Партнеры»: Творческая и правовая безопасность 

 РАО сегодня – мощная организация, которая хоть и не представлена как государственная, имеет достаточно широкие полномочия, но не идеальную репутацию. Как и в любой сфере, сотрудничество с данным обществом имеет свои плюсы и минусы.  

Кривцов и Партнеры предлагает своим клиентам развернутую правовую консультацию по деятельности данного общества, анализ предлагаемы договоров, контролирование прозрачности возможного сотрудничества и предлагаемых условиях. 

Мы проанализируем все аспекты дела, обозначим ваши интересы и возможности как автора, рассмотрим все актуальные варианты и вместе выберем оптимальный путь.  

Источник: https://krivcov.ru/rao-rossijskoe-avtorskoe-obshhestvo-polnomochija-i-pravovoj-status.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.