Статус беженца права и обязанности

Права и обязанности беженцев: общемировые правила и российские законы

Статус беженца права и обязанности

Людям, собирающимся перебраться в другое государство из-за тяжёлой политической ситуации, необходимо хорошо знать, каковы основные права беженцев.

Кроме того, каждое государство может выдвинуть особые требования к условиям пребывания приезжих на своей территории.

Однако прежде чем подробно рассматривать права и обязанности беженцев в России и во всём мире, разберёмся, кто вправе рассчитывать на такой статус.

Что говорит Конвенция

В 1951 г. вышла Конвенция о статусе беженцев, которая к 1992 году стала ратифицирована и в России. Согласно этому документу, беженцем можно считать человека, испытывающего опасение за жизнь и здоровье себя и своей семьи, так как существует возможность пострадать в результате преследований.

Гонения могут начаться по одному или нескольким признакам, таким, как:

  • раса и национальность;
  • религиозные воззрения;
  • политические убеждения;
  • принадлежность к той или иной социальной группе.

Обычно это определение касается граждан какого-либо государства, которые уже не могут рассчитывать на поддержку со стороны правительства и поэтому вынуждены жить за пределами родины.

Однако иногда беженцами называют и людей, не имеющих гражданства, но постоянно проживавших на территории определённой страны. Если в государстве постоянного проживания начались события, в результате которых человек может пострадать, он также может попросить приюта за границей как беженец.

Каждому беженцу принимающее государство обязуется выдать удостоверение личности, не подвергать мигранта дискриминации и не отправлять на родину насильно.

Однако международно-правовой статус беженцев неприменим к людям, совершившим:

  • преступления против мира или против человечности;
  • военные преступления;
  • тяжкие неполитические преступления;
  • любые действия, идущие вразрез с целями и принципами ООН.

Помимо беженцев, существует ещё категория вынужденных переселенцев.

Это люди, которые являлись гражданами какого-либо государства или, имея иностранное гражданство, всё равно на законных основаниях постоянно проживали на территории другой страны.

Если они были вынуждены переехать на другие территории внутри родного государства, их называют вынужденными переселенцами. В случае с РФ к этой категории иногда относят граждан, перемещающихся по постсоветскому пространству.

Права и обязанности разных категорий мигрантов

Как уже было сказано выше, беженцы в международном праве выделены как отдельная категория в 1951 г. в акте ООН, утверждённом на Женевской конференции. Что касается правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев в России, он контролируется Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и административным регламентом миграционной службы.

Рассмотрим основные положения этих документов, а затем поясним, как получить административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев человеку, нуждающемуся в защите от гонений, а также его близким родственникам.

Права беженцев

Чтобы обеспечить достойное правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, законодатели РФ установили, что люди, укрывающиеся от преследований на территории страны или же получающие дипломатическое убежище, имеют право:

  • получать сведения о своих правах и обязанностях, в том числе при помощи переводчика;
  • просить содействия в оформлении разрешительных документов для въезда в Россию, а также в успешном проезде и провозе багажа;
  • находиться под охраной в центре временного размещения;
  • размещаться в помещениях, предоставленных из фонда жилья для временного поселения;
  • питаться, пользоваться коммунальными услугами, получать лекарства и медицинскую помощь;
  • учиться и работать наравне с гражданами РФ, вести предпринимательскую и общественную деятельность;
  • в любой момент вернуться в родную страну или уехать в другое государство.

Обязанности беженцев

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев обязывает людей, причисленных к этим категориям:

  • соблюдать Конституцию РФ и другие нормативные правовые акты;
  • придерживаться порядка, установленного в жилье для временного поселения, в том числе прибыть туда своевременно;
  • в случае изменения в составе семьи, перемены имени и фамилии кем-либо из родственников, получения гражданства РФ или намерения изменить место жительства сообщать об этом в федеральный орган исполнительной власти как можно быстрее (не позже чем через семь дней);
  • своевременно проходить процедуру переучёта либо сниматься с учёта (при перемене места жительства).

Как получить статус беженца

Чтобы получить права беженца в России, нужно обратиться с ходатайством в уполномоченный орган и получить свидетельство о рассмотрении ходатайства (документ действителен три месяца.

) Затем следует сходить в орган ГВМ МВД (ранее ФМС) – позаботиться о выплате пособия и предоставлении жилья.

Перед тем как вам дадут статус и удостоверение беженца, вы также должны пройти медицинское освидетельствование, предварительно встав на учёт.

Чем грозит “покупка” гражданства для беженцев:

Источник: https://topmigrant.ru/migraciya/bezhency/prava-bezhencev.html

Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем | ГАРАНТ

Статус беженца права и обязанности

Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем

1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

12) содействие федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц и въезда их на территорию Российской Федерации.

Проездной документ в форме электронного документа не выдается;

14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

17) выезд на место жительства в иностранное государство;

18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

7) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, но не реже чем один раз в полтора года.

Источник: https://base.garant.ru/10105682/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Правовой статус беженцев в РФ: их права и обязанности

Статус беженца права и обязанности

Слово статус с латинского переводится как положение, состояние кого-либо или чего-либо. В нашем случае, нужно говорить о статусе личности, а точнее, гражданина.

Этимология указанных терминов совпадает.

Однако в литературе высказываются предложения о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первое понятие включается в содержание второго[21].

Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Основой правового статуса личности являются ее права, свободы и обязанности, которые находят свое закрепление в законах. Данный факт определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, значение в социальной жизни и в государстве, в целом, предоставляет ряд гарантий и обременяет ответственностью гражданина.

Права беженцев находят свое отражение в части 1 статьи 8 ФЗ «О беженцах». Лицо, которое имеет статус беженца, члены его семьи имеют право на:

1. Содействие ОИВ в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, когда данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

2. Содействие ОИВ в обеспечении проезда и провоза багажа лица к месту его пребывания;

3. Получение лицом питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения беженцев;

4. Охрану лица в целях обеспечения безопасности данных лиц;

5. Пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным ОИВ, из фонда жилья для временного поселения;

6. Оказание лицу медицинской помощи;

7. Получение содействия в профессиональном обучении;

8. Содействие в поиске и устройстве на работу;

9. Получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в образовательные учреждения;

10. Содействие федерального ОИВ, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности и др[22].

Помимо предоставленных законом прав, статус беженца, как и любой правовой статус, имеет ряд обязанностей, которые являются его неотъемлемой частью.

Юридическая обязанность – это установленная законодательством и обеспеченная государством мера должного поведения обязанного субъекта[23]. Согласно закону, на беженцев возлагаются обязанности.

К ним относится соблюдение Конституции, иное законодательство Российской Федерации в сфере отношений, складывающихся по поводу статуса беженцев; беженцы обязаны своевременно прибывать в центр временного размещения или иное место пребывания; беженцы обязаны соблюдать установленный порядок проживания и выполнять требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; своевременно сообщать в территориальный орган федерального ОИВ сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации и др.

Так же, для того, чтобы закрепленные права могли свободно осуществляться, необходимо установить закрепленные в законе государственные гарантии во исполнение прав и обязанностей. Гарантии прав лица, который был признан беженцем, устанавливаются в статье 10 указанного закона:

1. Лицо, которое подало ходатайство о признании его беженцем или которое уже признанно беженцем, либо утратило такой статус или лишилось статуса беженца, не может быть возвращено против воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в данном государстве обстоятельств, которые предусмотрены законом.

2. Решения и действия (бездействие) федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМС и должностных лиц могут обжаловаться в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд, в порядке, установленном законом.

Юридическая ответственность беженцев за нарушение законодательства Российской Федерации заключается в применении к ним санкций за совершение определенных деяний. Также как и российские граждане, беженцы несут все виды ответственности: гражданско-правовую, материальную, уголовную и т.д.

Лишение статуса беженца также является видом ответственности беженцев.

Лицо подвергается процедуре лишения статуса беженца, если оно совершило преступление на территории РФ и было осуждено за него по приговору суда, вступившего в законную силу; сообщило заведомо ложные сведения, представило фальшивые документы, послужившие основанием для признания процедуры признания лица беженцем в РФ правомерной, либо допустило иное нарушение положений Закона “О беженцах”.

Подводя итоги вышесказанному, мы делаем вывод. Положения, обозначенные в законе, говорят нам о широком спектре прав и обязанностей беженцев, о конкретизированном порядке принятие статуса беженца, лишения такого статуса.

Несмотря на широкий круг прав и свобод, обязанностей лица, признанного беженцем, у такого лица есть определенный перечень гарантий, позволяющий уверенно чувствовать себя на территории Российской Федерации.

Заключение

Подводя итоги можно сказать о следующем. Мы рассмотрели понятие беженца в Российской федерации. Рассмотрели хронологию развития данного определения. На протяжении всей истории человечества статус беженца не менял своей сущности, лишь меняя свои трактовки.

Большое значение имеет законодательно закрепление данного статуса, которое дает гарантии осуществления данной категорией лиц всех своих прав, исполнения обязанностей и обладание гарантиями исполнения положений норм права.

Российской идейной политикой в отношении беженцев должно стать преумножение и забота о собственном народе. Данная идея не воплотится в жизнь без организации на высшем уровне приема и благоустройства беженцев на территории нашего государства.

Ситуация в стране, постоянно претерпевающая динамичные изменения вынуждает искать новые подходы и решения проблемы определения статуса беженца и содержания данного статуса. Однако на протяжении последних лет структура ФМС, которая создавалась во имя обеспечения приема и обустройства беженцев, постоянно разрушалась нескончаемыми реорганизациями и сменой руководителей.

После того, как миграционная политика была передана в ведение МВД основной, основной упор делается на борьбу с нелегальной миграцией. К решению давно запущенных проблем по приему и обустройству беженцев министерство всерьез до сих пор не приступило.

Если учитывать остроту и глобальность проблемы, связанной с беженцами в Российской Федерации, мы надеемся, что государство, в конце концов, придет к необходимости создания уполномоченного ведомства.

Таким образом, политика государства в отношении беженцев должна быть направлена на помощь беженцам, которая должна основываться на следующих принципах:

1) помощь беженцам не должна ограничиваться только предоставлением компенсаций, земельных участков, кредитных услуг, информации, касающейся трудоустройства, но и устранением ограничений в прописке, выборе места жительства;

2) организация эффективной помощи беженцам требует финансовой помощи от международных гуманитарных организаций, создания эффективных действующих правительственных миграционных ведомств;

3) миграционная политика должна зависеть от политических решений руководства, от темпов проведения в республиках “коренизации” населения.

Необходима выработка более определенных ориентиров во взаимоотношениях между республиками бывшего СССР и субъектами Российской Федерации. Требуется существенная корректировка миграционной политики. Подобный перечень не исчерпывающий, потому что острота проблемы беженцев достигла пика.

Эта проблема ждет своего законодательного и практического разрешения.

Мы убеждены, что только демократические принципы управления государством, гражданское участие, сотрудничество государственных и негосударственных организаций приведут к появлению эффективной миграционной политики России, приоритетом которой должен стать доброжелательный прием беженцев.

Источник: https://studopedia.ru/19_261562_pravovoy-status-bezhentsev-v-rf-ih-prava-i-obyazannosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.